Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра, которое характеризуется различными трудностями социального взаимодействия, а также специфическими коммуникативными нарушениями, ограниченным и своеобразным, стереотипным кругом интересов, что отличает детей с СА от сверстников. Данный диагноз ставится только после клинической, психиатрической и неврологической экспертизы.
В МКБ-10 данное расстройство было выделено в отдельную категорию как «синдром Аспергера». В МКБ-11 это нарушение психического развития, как и аутизм, входит в общую группу «Расстройства аутистического спектра». Более того, ряд американских исследователей вовсе предложили отказаться от использования данного диагноза, заменив его на диагноз «расстройство аутистического спектра» с указанием степени тяжести.
Краткая история
Данное расстройство получило свое название в честь австрийского психиатра и педиатра – Ганса Аспергера. Он в 1944 году описал детей, которые отличались отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим людям, а также определенной физической неловкостью.
Сам термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в 1981 году (сам Ганс Аспергер использовал определение «аутистическая психопатия»). В 90-х годах прошлого века были разработаны диагностические стандарты, позволяющие идентифицировать детей с синдромом Аспергера. Так, данное расстройство было признано нарушением развития психики, которое отличалось серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также стереотипным и повторяющимся репертуаром интересов и занятий.
Данный диагноз присутствовал в четвертой редакции американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), но уже в пятой редакции (DSM-5), которая вышла в 2013 году, синдром Аспергера был удален. Но в современной практике этот термин по-прежнему используется, несмотря на то, что у этого синдрома и аутизма, который также входит в категорию расстройств аутистического спектра, есть достаточно много общих черт.
Чем синдром Аспергера отличается от аутизма
Сегодня нет какой-то определенной позиции по поводу того, стоит ли рассматривать аутизм и синдром Аспергера как отдельные и взаимоисключающие диагностические категории.
Синдром Аспергера является одним из расстройств аутистического спектра. При этом расстройстве и аутизме отмечаются определенные изменения в мозге, но их появление и развитие еще до конца не изучены.
Общие симптомы расстройств аутистического спектра заключаются в проблемах в социальном взаимодействии с окружающими людьми, нежелании идти на контакт, неадекватном восприятии общепринятых правил и норм, а также в отсутствии эмпатии. Но принято считать, что при синдроме Аспергера эти проявления не так интенсивны, как при аутизме, т.е. человек может нормально жить, заводить семью, строить карьеру и лучше взаимодействовать в социуме, чем при аутизме. Еще одно отличие – это специфическое развитие речи при синдроме Аспергера, что выделяет его среди остальных первазивных расстройствах развития. Ганс Аспергер очень красноречиво описал необычный профиль речевых способностей, которые включают: проблемы с навыками разговора, "мелодию" или поток речи и необычную историю развития речи, например, задержку речи или ее раннее развитие. Он также описал тенденцию некоторых маленьких детей разговаривать как взрослые — большой словарный запас и использование весьма сложных предложений. Аспергер писал, что: "Если внимательно прислушаться, то неизбежно обращаешь внимание на подобные аномалии языка аутичных индивидов, а потому их признание имеет особенное диагностическое значение" (Asperger [1944] 1991, p.70). Некоторые специалисты воспринимают данное нарушение как определенную подкатегорию аутизма. Мнение, что человек с синдромом Аспергера имеет некоторую форму аутизма, вполне имеет право на жизнь. Подтверждается оно и схожестью тех проявлений, которые встречаются у обоих расстройств аутистического спектра.
Симптомы, характерные для синдрома Аспергера
Синдром Аспергера считается скрытой дисфункцией, т.е. по внешним признакам определить наличие этого расстройства практически невозможно. У детей и взрослых с этим расстройством есть проблемы с коммуникацией, социальным взаимодействием и воображением – это так называемая «триада нарушений».
Сложности с коммуникацией
У людей с этим расстройством встречаются следующие проявления:
- проблемы с понимаем выражения лица другого человека, жестов, интонации и тона голоса;
- использование сложных слов и фраз в речи и письме, но неполное понимание того, что именно они означают;
- проблемы с тем, в какой момент можно начать или закончить разговор, сложности с выбором темы для разговора;
- им трудно понимать метафоры, иронию и сарказм, часто такие люди бывают очень буквальными.
Сложности с социальным взаимодействием
У детей с синдромом Аспергера могут быть социальные контакты со своими ровесниками, но у них часто возникают проблемы с инициированием и поддержанием социальных взаимоотношений.
Люди с этим расстройством:
- с трудом создают и поддерживают дружеские отношения;
- воспринимают социальные взаимоотношения как некое явление, которое вызывает у них сильное волнение и тревогу;
- считают других людей слишком непредсказуемыми, поэтому всячески избегают с ним контакта;
- не понимают и не воспринимают общепринятые социальные нормы, которые обычные люди воспринимают как данность (к примеру, они могут говорить на неуместные темы, не соблюдать дистанцию, стоя слишком близко к незнакомому человеку и т.д.).
- достаточно замкнуты и производят впечатление полного безразличия.
Сложности с воображением
Для таких людей характерны:
- Неспособность использовать воображение в игре с предметами или игрушками, или с другими детьми и взрослыми.
- Тенденция выбирать мелкие или несущественные аспекты предметов в окружающей обстановке, привлекающие их внимание, вместо целостного понимания происходящего (например, заинтересованность сережкой, а не человеком; колесиком, а не всем игрушечным поездом; выключателем, а не всем электроприбором; реакция на шприц при игнорировании человека, который делает укол и т.д.).
- Некоторые дети с аутизмом имеют ограниченный запас действий, которые они могут повторить (имитировать), например, из телепередач, но они производят эти действия постоянно, и не способны внести изменения по предложению других детей. Их игра может казаться очень сложной, но при внимательном наблюдении она оказывается очень жесткой и стереотипной. Некоторые смотрят мыльные оперы или читают книги определенной тематики, например, научную фантастику, но их интерес ограничен и неизменен.
- Отсутствие понимания любого действия, которое предполагает понимание слов и их сложных ассоциаций, например, социальный разговор, литература, особенно художественная, тонкий вербальный юмор (хотя они могут понимать простые шутки). Как следствие, у них отсутствует мотивация принимать участие в подобном общении, хотя они могут обладать необходимыми для этого навыками. Л. Винг подчеркивает, что Триаде нарушений всегда сопутствуют повторяющиеся стереотипные действия. Они могут принимать простые и сложные формы. Дети с высоким уровнем возможностей обычно проявляют более сложные рутинные действия (Wing, 1992).
Причины появления
Причины возникновения синдрома Аспергера еще до конца не изучены. В большинстве случаев данное расстройство вызвано комбинацией генетических факторов риска и факторов риска в окружающей среде. Многие исследования показывают, что изменения в мозге могут быть вызваны сочетанием факторов – эндогенные (генетические) и экзогенные (физические, химические, биологические).
В качестве одной из рабочих гипотез рассматривается аутоиммунная реакция организма матери, которая вызывает повреждение головного мозга плода. Одно можно сказать точно – синдром Аспергера является врожденным расстройством, а не приобретенным. Если оно выявлено в более зрелом возрасте, то здесь уместно говорить о проблемах ранней диагностики.
К слову, есть ряд мифов, касающихся причин возникновения у детей синдрома Аспергера. Он не может возникнуть по причине недостатков воспитания или каких-то эмоциональных травм, перенесенных в раннем возрасте.
Другая распространенная теория – влияние вакцинации. Но современные исследования не дают однозначный ответ, касающийся связи прививок и развития данного расстройства. Но общая неясность в отношении точных причин возникновения синдрома Аспергера оставляет почву для споров, поэтому исследования продолжаются.
Диагностика синдрома Аспергера у детей
В нашей стране присутствует проблема диагностики расстройств аутистического спектра, в том числе и синдрома Аспергера. Определенные проявления можно заметить уже до 1,5-2-х лет, но в большинстве случаев это расстройство не диагностируется до 4-5-х летнего возраста.
У детей с синдромом Аспергера речевое развитие имеет специфику, их словарный запас часто бывает выше среднего. Из-за своевременного овладения речью, характерная симптоматика в детском возрасте часто воспринимается как проявления других нарушений поведения (к примеру, СДВГ). Как правило, наличие этого расстройства определяется по социальному взаимодействию ребенка.
Есть ряд симптомов, которые могут присутствовать у детей с данным расстройством:
- Недостаточный зрительный контакт.
- Повышенная сенсорная чувствительность (обостренное обоняние, вкус, осязание, болезненная реакция на звуки и т.д.).
- Навыки вербальной коммуникации и невербальной коммуникации оказываются ниже среднего уровня.
- Некоторая неуклюжесть и неловкость при выполнении определенных действий, при ходьбе.
- Речь грамматически правильная, но она отличается ускоренным или медленным темпом, неестественным тембром голоса (она «роботоподобна»).
- Стереотипность поведения. Присутствует зацикленность на каком-то определенном виде занятий. К примеру, ребенок может смотреть какую-то одну передачу по телевизору или играть в одну и ту же игрушку.
- Трудности в играх, в которых нужно изображать кого-то, притворяться.
- Отсутствие социального взаимодействия со сверстниками, поэтому у таких детей редко бывают друзья.
- Особая увлеченность каким-то занятием. Часто хобби, которым ребенок интересовался в детстве, остается с ним на всю жизнь.
- Приверженность определенного порядка. К примеру, дети могут настаивать на том, чтобы ходить в детский сад или школу по одному и тому же пути. Изменения в школьном расписании могут привести к расстройству.
Все эти проявления могут заметить родители и педагоги, но окончательный диагноз должен ставить детский или подростковый психиатр. В диагностике широко используется анкетирование, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты.
Коррекция
Как и в случае с аутизмом, коррекционные мероприятия направлены на смягчение симптоматики, которая снижает качество жизни, и улучшение функционирования в социуме.
Важно понимать, что не существует какого-то определенного лекарства или специфического лечения данного расстройства. Медикаментозная терапия может использоваться, но для устранения определенных симптомов (повышенной тревожности, нервозности, агрессии, улучшении работы ЖКТ и т.д.).
Немедикаментозная терапия включает в себя:
- Тренинг социальных навыков, направленный на улучшение социального взаимодействия.
- ЛФК для улучшения координации движений и сенсорной интеграции.
- Занятия с логопедом, которые позволяют повысить способность к коммуникации.
- Когнитивно-поведенческая терапия для улучшения навыков управления стрессом, который связан со взрывными эмоциями и страхом.
Нужно понимать, что полностью избавиться от этого расстройства не получится, т.е. дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Социальные и коммуникативные трудности могут сохраниться, но не так ярко проявляться в зрелом возрасте. Большая часть таких людей добивается достаточного успеха в определенном роде деятельности, успешно создает семью и становится полноценной частью социума.
Статья проверена: Леонова Зоя Леонидовна
авторизуйтесь