Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Речь человека – это показатель его интеллектуального и культурного развития. Она не возникает сама по себе, а является составной частью общения с другими людьми. Для детей дошкольного возраста очень важно научиться содержательным и аргументированным высказываниям. Они должны связно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. Такая форма речи называется монологической, которая является центральной в связной речи.
Умение связно, максимально точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние, в том числе, и на эстетическое развитие детей: при составлении рассказов, пересказах ребенок использует образные слова, выражения, которые он узнал из различных художественных произведений.
Если ребенок умеет рассказывать, то он становится более общительным, он преодолевает свою застенчивость, становясь более уверенным в себе. К тому же, правильное развитие монологической речи является очень важным для дальнейшего обучения в школе.
Особенности формирования монологической речи у дошкольников
Речь дошкольников часто бывает достаточно бедной и невыразительной, что вызвано недостаточным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем речи. Именно это мешает развиваться умению ребенка вести монолог, т.е. формировать самостоятельное и четкое высказывание.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста не знают большого количества слов, что приводит к тому, что они не могут составить даже самый простой и короткий рассказ. Другая сложность в развитии монологической речи связана с необходимостью удерживать смысловую целостность информации. Если в ходе беседы ребенок может опираться на высказывания собеседника, что само собой направляет ход диалога, то при монологе нужно концентрироваться на своих же собственных высказываниях. Для детей это оказывается достаточно сложной задачей, поэтому их речь получается недостаточно логичной и обрывистой.
Для каждого возраста характерен свой уровень развития связной речи. Для детей 3-4 лет доступна простая форма диалогической речи, при этом они только начинают учиться связно излагать свои мысли. Дети допускают много ошибок при определении действия, качества предмета и построении предложений.
С младшего дошкольного возраста нужно особое внимание уделять навыкам разговорной речи. При этом к каждому высказыванию ребенка нужно относиться максимально бережно. Если он не знает значение слова, то нужно обязательно ему его объяснить. Сначала детей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку), затем отвечать на вопросы, слушать взрослого и повторять за ним. Все вопросы, которые вы задаете, должны быть понятны для ребенка.
В среднем дошкольном возрасте предпринимается ряд действий для развития связной речи. Большое внимание уделяется активизации словаря, объем которого должен составлять порядка 2500 слов. Ребенок в этом возрасте должен не только понимать, но и использовать в своей речи наречия и прилагательные. Детей постепенно подводят к самостоятельному составлению небольших по объему рассказов по игрушке, картинке.
У детей старшего дошкольного возраста развитие монологической речи находится на достаточно высоком уровне. В норме они уже должны освоить пересказ и рассказ – основные типы монологической речи.
Основные формы монологической речи
У монологов дошкольников есть три основные формы:
- Описание.
- Повествование.
- Рассуждение.
Первые попытки монолога у детей появляются примерно в 2-3 года. Выглядеть это может по-разному. К примеру, ребенок может посадить перед собой свои игрушки и начать что-то им рассказывать. Но такие высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное и повествовательное сообщение.
Описание
Описание каких-то явлений или предметов представляет собой небольшой и связный рассказ. Распространено составление рассказов по картинке:
- Составление описательного рассказа по предметной картинке.
- Составление описательного рассказа по сюжетной картинке.
- Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картинке.
- Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок.
- Составление описательного рассказа по пейзажной картинке.
Ребенок должен описать сюжет картинки, рассказать о ее героях, отметить какие-то важные детали. Важно добиваться того, чтобы дети правильно называли действия и предметы в соответствии с тем, что изображено на картинке.
Сначала описание может состоять из 2-3 слов. Наводящие вопросы педагога помогут ребенку понять, на какие детали стоит обращать внимание. Постепенно рассказ обрастает новыми подробностями, обогащается дополнительными словами, в результате чего развивается связность и выразительность речи.
Примерная последовательность рассказов по картинке выглядит следующим образом:
- Составление рассказа на основании наводящих вопросов педагога.
- Описание картинки по образцу.
- Самостоятельное рассказывание.
Детям старшей дошкольной группы можно уже ставить более сложные задачи. К примеру, можно поставить перед ребенком задачу проявить фантазию, рассказав, какие события могли предшествовать тому, что изображено на картинке. Либо другой вариант – рассказать о том, что произошло потом.
Повествование
Повествование по своей сути представляет устное сочинение на заданную тему. Помимо рассказа по сюжетной и предметной картинке, рассказ может основываться на каких-то бытовых событиях, личных историях, которые пережил ребенок, а также на сочинении собственной истории, для чего нужно проявлять фантазию.
В случае с описанием бытового случая ребенок может рассказать о том, что собака во дворе долго искала и наконец нашла кость (либо любая другая бытовая ситуация). Личная история – рассказ о поездке с родителями на дачу, детский лагерь и т.д. Сочинение собственной истории – это небольшой рассказ на заданную педагогом тему (или произвольную), что дополнительно помогает развивать творческое воображение.
В ходе повествования важно следить не только за связностью речи, но и за логичностью рассказа ребенка. Не допускайте, чтобы ребенок перескакивал с одной темы на другую. К примеру, если он рассказывал о том, как папа чинил машину, а дальше он уже говорит, что пошел играть в футбол, то нужно задавать ему уточняющие вопросы: «Ты только что говорил про папу, а дальше говоришь, что пошел делать? Что произошло до этого?»
Рассказы ребенка из его личного опыта вводятся в средней дошкольной группе. Темы для них подсказывают праздники, экскурсии и т.д. Обычные прогулки также помогают в развитии монологической речи путем составления простых рассказов о явлениях природы.
В старшем дошкольном возрасте рассказы составляются уже без наглядного материала. Усложняются темы, рассказы приобретают описательный характер.
Рассуждение
Оно относится к самым сложным формам монологической речи, поэтому его развитию следует уделять повышенное внимание.
Рассуждение опирается на основные компоненты:
- описание факта;
- поиск аргументации;
- выяснение причинно-следственных связей;
- вывод.
В дошкольный период умение рассуждать, как правило, используется для нахождения ответов на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего?».
Для примера можно взять любое явление природы, какое-нибудь действие и т.д. К примеру, можно порассуждать о том, для чего человеку машина, зачем детям нужно учиться в школе и т.д. Чтобы рассуждать на такие темы и составлять осознанное, подробное и четкое высказывание, у ребенка уже должен быть хорошо развит словарный запас, иначе он просто не сможет правильно изложить свои мысли.
Пересказ литературных произведений
Пересказ представляет собой творческое воспроизведение литературного образа. Пересказ должен быть достаточно точным и максимально приближен к оригиналу.
В каждой возрастной группе есть своя специфика, но присутствуют и общие базисы. План следующий: чтение литературного произведения, беседа по вопросам, повторное чтение и сам пересказ.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится подготовительная работа, основная задача которой заключается в формировании умения слушать, отвечать на поставленные педагогом вопросы.
Обучение пересказу начинается с воспроизведения простых сказок («Колобок», «Репка» и т.д.). На этом этапе эффективным методом обучения пересказу является тот, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя 1-2 слова или целое предложение.
Работа по обучению пересказу детей среднего дошкольного возраста усложняется. Дети учатся не только рассказывать короткие рассказы, но и выразительно передавать разговоры персонажей сказки или рассказа. Они учатся слушать пересказы других детей, находить в них неточности и несоответствия оригинальному тексту.
Детям старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные литературные произведения. Задача ребенка – связно, выразительно, грамматически правильно и последовательно передать содержание прочитанного, при этом без опоры на вопросы педагога. При пересказе важно использовать авторские слова и выражения.
Приемы развития монологической речи в повседневной жизни
Устную монологическую речь можно развивать не только в ходе занятий с педагогом, но и в повседневной жизни ребенка. В частности, этому способствует любое общение родителей с ним.
С 2 лет можно читать разучивать прибаутки, потешки. С 4 лет детям уже доступны такие типы монолога как описание и повествование.
Показывая ребенку новый предмет, нужно обязательно обсудить его, а также предложить ему описать его внешние характеристики. Объектом описания может быть все что угодно: игрушки, бытовые предметы и т.д.
Важно побуждать ребенка чаще высказывать свое мнение по любому поводу:
- Какая погода на улице была во время сегодняшней прогулки?
- Кто прав и виноват в конфликте, который произошел на детской площадке?
- Спорные моменты в поведении героев рассказа или мультфильма.
- Любая ситуация на улице. К примеру, мальчик помог бабушке перейти пешеходный переход. Нужно спросить, правильно ли он поступил и почему такой поступок считается правильным.
Специальные занятия по развитию монологической речи – это лишь часть работы. В овладении этим навыком помогает знакомство с окружающим миром, природой, художественной литературой, наблюдение за явлениями природы и т.д. Кроме того, большую роль в развитии связной монологической речи играет живое общение ребенка с родителями и сверстниками.
авторизуйтесь