Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Глотание – это определенный комплекс двигательных реакций, которые обеспечивают нормальное прохождение пищи из ротовой полости в желудок через пищевод. При правильном акте глотания кончик языка упирается в переднюю треть твердого нёба.
Многие считают, что глотание относится к рефлекторным реакциям организма, т.е. к таким же, как слюноотделение, дыхание, рефлекторное одергивание руки в случае прикосновения к чему-то горячему и т.д. Иными словами, они считают, что глотать неправильно – нельзя. Но, к сожалению, такое явление встречает не так уж редко и называется оно инфантильным глотанием.
Что такое инфантильный тип глотания
Инфантильный тип глотания у ребенка с первых дней его жизни является физиологической нормой. Благодаря сокращению мышц щек, губ и языка при сосании, в ротовой полости малыша создается отрицательное давление, в результате чего молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между деснами, направляет молоко в ротоглотку.
Далее у ребенка начинают прорезываться зубы, поэтому сосание заменяется жеванием. В норме примерно в 2-3 года инфантильный тип (когда язык прокладывается между беззубными челюстями до упора в губы) заменяется на соматический тип глотания, при котором язык упирается в твердое нёбо.
Но в ряде случае «переход» с инфантильного на соматический тип глотания не происходит. Такие дети прокладывают язык между верхним и нижним зубными рядами при осуществлении глотательных движений, что приводит к возникновению открытого прикуса.
Причины инфантильного глотания
Сохранение инфантильного глотания у детей обусловлено следующими факторами:
- Патологические оральные привычки, к которым относится сосание пальцев на руках, продолжительное сосание соски-пустышки. Другая причина – использование слишком большой соски или с большим отверстием.
- Отсутствие в рационе (либо позднее введение) твердой пищи. Другой ошибкой родителей является кормление ребенка (после прорезывания у него зубов) едой, которая не требует жевания.
- Короткая уздечка языка.
- Позднее прорезывание временных зубов, а также раннее удаление центральных молочных резцов.
- Ротовое дыхание, вызванное хроническими ринитами, аденоидами, искривлением носовой перегородки и другими причинами.
Симптомы инфантильного глотания
При инфантильном глотании присутствуют следующие признаки:
- Губы сомкнуты или разомкнуты, но при проглатывании еды они еще плотнее сжимаются по причине сокращения мышц рта.
- Язык упирается в нижние зубы, либо располагается между верхним и нижним зубными рядами.
- В реализации инфантильного глотания также принимают участие мышцы шеи и подбородочная мышца.
При таком состоянии нижняя часть лица оказывается очень напряженной, что видно по точечным ямкам в уголках рта и на коже подбородка. Из-за того, что в процессе глотания участвуют мышцы шеи, она непроизвольно вытягивается.
Диагностика
В большинстве случаев инфантильное глотание приводит к неправильному прикусу. Проблемы с глотанием чаще всего выявляются в ходе дополнительного обследования:
- Осмотр у стоматолога. Специалист обнаруживает дефекты зубных рядов, ротовое дыхание. Самый простой способ выявления – глотание воды небольшими порциями.
- Рентгеноскопия глотки и пищевода, которая помогает проследить движения языка, а также оценить время глотания.
- Осмотр носоглотки. Специалистом проводится фарингоскопия и эндоскопия носа.
- Логопедическая диагностика. Логопед-дефектолог оценивает связь между инфантильным глотанием и неправильным произношением звуков. В ходе обследования устной речи выявляется боковое, межзубное произношение и другие дефекты.
Как исправить неправильный процесс глотания
Устранение инфантильного глотания подразумевает определенный комплекс мероприятий. В частности, на начальных этапах могут использоваться трейнеры, ношение которых рекомендовано детям с трех лет. Детям старшего дошкольного возраста рекомендовано использование ортодонтических аппаратов Френкеля или Брюкля.
В случае, если причиной неправильного глотания стала короткая уздечка языка, то проводится френулопластика (если нет возможности устранить проблему консервативными методами).
Упражнения для коррекции инфантильного глотания
Чтобы ребенок научился правильно глотать, проводится определенный комплекс упражнений:
- Рот в полуоткрытом положении. Облизываем нижнюю и верхнюю губу, проводя языком от одного уголка рта к другому.
- Маляр. Улыбаемся, открываем рот. Широким кончиком языка поглаживаем нёбо от зубов к горлу. Следите за тем, чтобы в процессе нижняя челюсть была в неподвижном состоянии.
- Качели. Языком пытаемся достать до подбородка и перегородки носа.
- Чистим верхние зубы. Улыбаемся, открываем рот. Кончиком языка чистим верхние резцы с внутренней стороны, двигая им из стороны в сторону.
- Считаем верхние зубы. Улыбаемся, приоткрываем рот. Кончиком языка упираемся поочередно в каждый зуб верхнего ряда с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
- Лошадка. Улыбаемся, открываем рот. Цокать языком, подражая звуку ударов копыт лошади. Рот в открытом положении, кончик языка не заострен и не вытянут. Важно, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть не двигалась. Количество повторений – 50-60 раз.
- Футбол. Рот закрыт, кончиком языка попеременно упираемся в щеки так, чтобы под ними «надувались мячики».
- Применяют упражнение со шпателем, трубочкой, карандашом — располагают таким образом, чтобы шпатель (карандаш, трубочка) находились поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже шпателя, трубочки, карандаша.
- Учимся глотать.
- На кончик языка накладываете резиновое кольцо (можно нарезать из обычной пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Нужно попросить его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубами, то упражнение выполняется неправильно. Необходимо тактично объяснить ребенку цель данного упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. В последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.
- Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.
- Исходное положение то же. Теперь вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.
Работа логопеда необходима для закрепления нового характера глотания. Помимо упражнений, полезно имитировать зевание, глотание, жевание. Также нужно побольше жевать твердой пищи: яблоки, морковь, сушки, баранки и т.д.
Для расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры используется логопедический массаж. Он проводится руками, при помощи логопедических зондов. После окончания массирования рекомендуется наложить тейпы на мышцы, которые участвует в акте глотания.
Прогноз эффективности напрямую зависит от регулярности выполнения упражнений. Поэтому важно проводить их не только с логопедом, но и в домашних условиях, соблюдая рекомендации специалиста. Следите также за осанкой ребенка во время выполнения упражнений.
авторизуйтесь