Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Современная концепция обучения и воспитания все больше обращается именно к личности ребенка, к тем процессам, которые формируются у него под влиянием общения и деятельности.
Человек развивается и его поведение меняется на каждом этапе формирования его как личности. Дошкольный период – это то время, когда происходит наиболее интенсивное формирование мотивационной сферы, привычек и поведения ребенка. Дети в младшем возрасте действуют под влиянием ситуативных чувств и желаний, возникших в данный момент. Они могут вызываться разными обстоятельствами, при этом ребенок часто не отдает себе отчет в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. В возрасте 5-7 лет осознанности становится больше, поэтому дети уже могут объяснять свои действия.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придает деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата. Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создать условия вовлеченности в процесс.
Виды мотиваций
Выделяют 2 вида мотивации – внутренняя и внешняя.
Внутренняя мотивация – это искреннее желание ребенка заниматься чем-либо. Здесь говорится только о наличии личного интереса к деятельности, никто не принуждает ребенка, не заставляет его делать что-то, т.е. отсутствуют жесткие обязательства и требования.
Данный вид мотивации можно назвать идеальным. Проблема в том, что, как и любого другого идеала, достичь его достаточно трудно, особенно у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. С более взрослыми детьми в этом отношении легче, потому что многие из них уже понимают важность обучения, а некоторые из них уже знают, чем хотят заниматься в жизни.
Внешняя мотивация связана с любыми другими причинами что-либо делать, кроме внутреннего «интересно и приятно». Даже если деятельность ребенка мотивирована конечным результатом, который он получит по ее завершении (а не удовольствием и личным желанием заниматься этим), то это опять-таки будет считаться внешней мотивацией. Даже в том случае, если никакие внешние вознаграждения его к этому не подталкивают.
Но и внешняя мотивация может быть разной. Одно дело, если ребенка родители заставляют выполнять домашнее задание, и совсем другое – когда он делает это сам, потому что он знает, что именно этот предмет пригодиться ему в дальнейшей жизни.
Положительная и отрицательная мотивация
Похвала со стороны родителей и педагогов, различные подарки, сладости и другие позитивные способы мотивации формируют у детей положительную ассоциацию. Когда ребенка хвалят тогда, когда он действительно это заслужил, то это поднимает его уверенность в себе, он становится более мотивированным на дальнейшую деятельность. Относительно материальной мотивации нужно быть осторожными, иначе можно добиться обратного эффекта.
Похвала всегда поддерживает мотивацию. Даже если у ребенка нет пока особых достижений в каком-либо занятии, но если находить те незначительные моменты, за которые его можно похвалить, то это воодушевит его, и он будет заниматься намного более охотно. Здесь также важна грань, ведь чрезмерная похвала может сформировать в ребенке неправильное представление о себе, т.е. его самооценка будет не совсем адекватной.
Основные приемы мотивации
Способы формирования мотивации детей дошкольного возраста идентичны традиционным методам воспитания – это игровые, словесные, наглядные и практические методы.
1. Игровые методы.
Они включают в себя:
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Игры-забавы.
- Инсценировки.
Эти методы актуальны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. На первом плане здесь – эмоциональная составляющая.
Используемые приемы:
- Создание различных игровых ситуаций.
- Внесение игрушек. Внезапное появление, исчезновение игрушки.
- Обыгрывание предметов, игрушек.
- Эмоциональность, сюрпризные моменты.
- Изменение местонахождения предметов.
- Демонстрация предметов в различных действиях.
- Создание интриги.
2. Словесные методы
Включают в себя:
- Чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов.
- Разговор, беседа.
- Рассматривание картинок.
- Инсценировки.
Приемы:
- Показ с называнием предметов, игрушек.
- Просьба сказать слово.
- Перекличка до 1,5 лет.
- Подсказывание нужного слова.
- Объяснение назначение какого-либо предмета.
- Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым.
- Вопросы.
- Договаривание слова в конце фразы.
- Повторение слов за педагогом.
- Пояснение.
- Напоминание.
3. Практические методы
Включают в себя:
- Упражнения (оказание помощи).
- Совместные действия ребенка и педагога.
- Выполнение поручений.
4. Наглядные методы
Подразумевают:
- Показ игрушек, предметов.
- Наблюдение за деятельностью взрослых, явлениями окружающей среды.
- Рассматривание живых объектов.
- Показ образца.
- Фланелеграф, кукольный театр.
- Показ видеороликов, фильмов.
Основные мотивы дошкольников
Деятельность детей дошкольного возраста основана на нескольких мотивах, которые характерны для дошкольного периода развития. Их несколько:
- Интерес детей к миру взрослых. Дети стремятся делать все так же, как и взрослые. Желание быть похожим на взрослого (родителя, педагога) руководит им в ролевой игре.
- Игровые мотивы. Они появляются в ходе овладения игровой деятельностью, переплетаясь со стремлением действовать так, как взрослый.
- Мотивы самоутверждения и самолюбия. Они возникают на границе раннего и дошкольного возраста. Происходит отделение себя как личности от других людей, формируется отношение к взрослому как к образцу поведения.
- Мотивы установления и сохранения положительных отношений с детьми и взрослыми. Для детей важно хорошее отношение со стороны окружающих, поэтому они стремятся заслужить ласку, похвалу и одобрение.
- Познавательные и соревновательные мотивы.
- Нравственные и общественные мотивы.
Заключение
Чтобы ребенку было действительно интересно какое-то занятие, важно не делать ошибок в попытках его мотивировать. Некоторые родители неадекватно оценивают силы детей, требуют от них большего, чем они могут сделать. В итоге из-за постоянных требований и критики, у ребенка снижается самооценка, что приводит к психологическим проблемам.
Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими. Безусловно, нужно исключить любые варианты насилия, скандалы по поводу неудач и прочие негативные составляющие.
Мечта любого родителя – иметь воспитанного, послушного и целеустремленного ребенка. Добиваться этого нужно путем поэтапного процесса выстраивания правильных мотивационных ступеней. Очень важен индивидуальный подход, потому что все дети разные и нет каких-то универсальных рекомендаций.
авторизуйтесь