

Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Дидактическая игра про посуду существует в самых различных вариациях. Их использование в логопедической практике полностью себя оправдывает по причине того, что дети намного лучше усваивают материал, если он преподносится в игровой форме. При этом упражнения предполагают определенные задания, которые ребенок должен выполнить (отгадать слово, назвать множественное число и т.д.), т.е. происходит обучение и развитие речи.
Логопедические игры развивают зрительное восприятие, речевые навыки, логическое мышление, внимание, память и моторику пальцев. Цель логопедических игр с посудой – это закрепление у детей представлений о видах посуды, ее назначении и характеристиках.
При этом решаются следующие задачи:
расширение словарного запаса путем добавления в лексикон слов, связанных с данной тематикой, формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда;
закрепление понимания величин, знаний о цвете, численности предметов;
формирование навыков различения звуков, издаваемых разными материалами;
улучшение мелкой моторики рук;
формирование у детей навыков логического мышления, умения строить фразы;
развитие слухового и зрительного восприятия, памяти и концентрации внимания;
воспитание самостоятельности, улучшение коммуникативных навыков через совместную игру со сверстниками.

Дидактические игры на тему «Посуда» для детей
Перед проведением занятий и упражнений по данной тематике, нужно сначала провести беседу с детьми. Необходимо познакомить детей с предметами посуды, что предполагает рассматривание, беседа о ее назначении, материалах, из которых она изготавливается.
На начальном этапе целесообразно проводить пальчиковые игры, которые способствуют развитию мелкой моторики, а ребенок настраивается на занятие.
«Чайник»
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в сторону, где рука-носик)
«Посуда»
Посуду моет наш Антошка.
(Потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
И закрыл покрепче кран.
(Выполняют имитирующее движение)
Игра «Скажи ласково»
Тарелка – тарелочка, чашка –
Ложка — кастрюля –
Вилка — сковорода —
Миска — стакан —
Чайник — нож –
Блюдце –
Игра «Чего много»
Тарелка – тарелок чашка –
Ложка — вилка –
Сковородка — миска –
Кастрюлька — кружка —
Чайник — стакан –
Нож —
Игра “Из чего сделана посуда”.
Вилка из металла — металлическая. Ваза из хрусталя —
Ложка из дерева — Нож из металла —
Кружка из стекла — Миска из глины –
Игра «Куда – откуда»
Куда мы наливаем воду? Откуда мы выливаем воду?
Тарелка – в тарелку — из тарелки
Чашка —
Ложка –
Кастрюля –
Миска –
Блюдце –
Чайник –
Игра “Назови одним словом”
Кофе варит — кофеварка Хлеб режет —
Сок варит — соковарка. Скоро варит —
Мясо рубит — Сам варит —
Овощи режет — Сок выжимает –
Дидактическое упражнение «Что это?»
Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.
Игра «Что можно приготовить?»
Задача детей в том, чтобы сказать, что можно приготовить с помощью той или иной посуды:
- кастрюля нужна, чтобы сварить кашу и суп;
- сковородка – пожарить картошку и котлеты;
- чайник – кипятить воду для чая;
- тарелка – класть готовую еду;
- ложка – брать еду, класть в рот;
- нож – разрезать еду;
- чашка – наливать чай, пить его.
Загадки (дети должны отгадать загадки, связанные с посудой):
«Сама не ем, а людей кормлю». (Ложка)
«Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник)
«Ходит он из края в край, режет чёрный каравай». (Нож)
«Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор, называюсь я …» (Фарфор)
Игра «Посуда для гнома и великана»
Эти задания учат детей формировать уменьшительно-ласкательные и увеличительные слова.
Предметы «для гнома»:
- чашка – чашечка;
- тарелка – тарелочка;
- ложка – ложечка;
- кастрюля – кастрюлька;
- нож – ножичек;
- вилка – вилочка;
- сковородка – сковородочка;
- миска – мисочка;
- блюдо – блюдечко;
- чайник – чайничек.
Предметы «для великана»:
- сковородка – сковородище;
- нож – ножище;
- блюдо – блюдище;
- кастрюля – кастрюлище;
- тарелка – тарелище;
- кружка – кружище;
- ложка – ложище;
- вилка – вилище.
Игра «Что не так?»
Цель: согласование существительного с местоимением и прилагательным.
Мои фарфоровые блюдце.
Моя деревянная ложки.
Моё глиняное кувшин.
Мои металлические противень.
Мой пластмассовый ложка.
Мой хрустальный блюдо.
Моя металлические сковороды.
Мои пластмассовые ложка.
авторизуйтесь