Логотип

Логопедические игры на тему "Транспорт"

Увеличивающееся количество детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения, заставляет использовать самые разные методики коррекции. Важным инструментом в работе логопеда являются логопедические игры по различным лексическим темам.

Игровая форма занятий воспринимается детьми намного лучше, потому что у них сохраняется интерес к выполнению упражнений. Это очень важно, ведь часто у детей с различными дефектами речи наблюдается быстрая утомляемость и им сложно долгое время фокусироваться на какой-то задаче. Игра же предполагает развлекательный подтекст, поэтому дети активно выполняют задания, учатся решать поставленные перед ними задачи, общаются со сверстниками и педагогом.

Существует большое количество лексических тем, на основе которых разрабатываются задания и упражнения. Ниже представлены логопедические игры по теме «Транспорт», которые решают целый спектр задач.

Образовательные задачи:

  • закрепление у детей знаний о том, что такое транспорт;
  • расширение знаний о транспорте и его видах: наземный, водный, воздушный;
  • обучение умению согласовывать числительные с существительными;
  • закрепление у детей понимания правил дорожного движения.

Развивающие задачи:

  • обогащение и активизация словаря по данной лексической теме;
  • развитие внимания, мышления, памяти и воображения;
  • развитие сообразительности, сосредоточенности.

Воспитательные задачи:

  • повышение мотивации, самостоятельности и уверенности в своих силах;
  • формирование интереса к познавательной деятельности.
Изображение к статье: Логопедические игры на тему "Транспорт"

Логопедические игры на тему «Транспорт»

Начинать занятия можно с проведения пальчиковой гимнастики:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем транспорт называть.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

(Поочерёдно разжимаем пальчики, начиная с мизинца.)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжать пальчики в кулачок, начиная с большого.)

Изображение к статье: Логопедические игры на тему "Транспорт"

Игра «Один много»

Автобус – автобусы – автобусов

грузовик –              поезд –         машина –

троллейбус –        лодка –

электричка –          колесо –

самолет –               пилот –

корабль –               телега –

Игра «Доскажи словечко»

Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется ... (трамвай).

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ... (машина).

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет –

Это мой ... (велосипед).

Самосвалом я зовусь,

Сам я сваливаю ... (груз).

Тяжести возить привык,

Я огромный … (грузовик).

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит ... (автомобиль).

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на ... (машине).

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Винтокрылый ... (вертолёт).

В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полёт.

Значит это ... (самолёт)

Изображение к статье: Логопедические игры на тему "Транспорт"

Игра «Какой? Какая?»

Ход игры: педагог называет слово, относящееся к теме «транспорт», а дети должны назвать ее признаки.

Примеры:

Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д.;

Автобус – быстрый, большой, блестящий, разноцветный…;

троллейбус -…                           корабль - …

самолет - …                               поезд - …

Игра «Подбери действия к предметам»

Ход игры: педагог называет вид транспорта, а дети должны сказать, какое действие оно совершает.

Поезд (что делает?) - …

самолет (что делает?) - …

пароход (что делает?) - ….

Игра «Закончи предложение»

Поезд идет по рельсам, а автобус едет … (по земле).

Трамвай большой, а велосипед… (маленький).

Самолет летит по небу, а корабль плывет …. (по воде).

Автобус едет, а самолет…. (летит).

У машины 4 колеса, а у велосипеда… (2).

Задание «Скажи правильно»

Примеры:

  • машина – (ехать);
  • троллейбус – (идти);
  • самолет – (лететь);
  • автобус – (сигналить);
  • корабль – (плыть);
  • трамвай – (звенеть).
  • поезд – (гудеть);

Игра «Сосчитай до 5»

Можно использовать разные слова, относящиеся к данной лексической теме (машина, поезд, автобус, колесо, трамвай и т.д.).

Одна машина, две машины…. пять машин

Один трамвай, два трамвая…. пять трамваев

колесо…..

автобус….

Игра «Кто управляет транспортом?»

Ход игры: педагог называет название транспорта (можно использовать картинки), а дети должны сказать, кто ими управляет.

Примеры:

  • Самолет – летчик.
  • Машина – водитель.
  • Пароход - …..
Изображение к статье: Логопедические игры на тему "Транспорт"

Дидактическая игра «Сделай из двух слов одно»

Примеры:

Возит молоко – молоковоз.

Мешает бетон – бетономешалка.

Возит цемент – цементовоз.

Возит воду – водовоз.

Загадки

«Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней». (Машина)

«Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином». (Автобус)

«У него два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами». (Велосипед)

«Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет,

Что такое?» (Самолёт)

«Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю…

Отправляюсь я в полет,

Кто же это?» (Вертолет)

«Я зашел в зеленый дом,

Но не долго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом!» (Поезд)

Стихотворения

Стихотворения используются для автоматизации поставленных звуков. Для примера приведем несколько стихов:

«Паровоз» 

«- Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

- Я привез цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши».

«Жил на свете самосвал»

«Жил на свете самосвал,

Он на стройке побывал,

Подкатил с утра к воротам.

Сторожа спросили: - Кто там?

Самосвал ответил так:

- Я привез отличный шлак.

Молодчина самосвал,

Где он только не бывал!

Он кирпич возил и гравий,

Но, увы, застрял в канаве!

Буксовал он, буксовал.

Еле вылез самосвал.

Говорит: - Меня не троньте,

Я сегодня на ремонте.

У меня помята рама!

- Алексей! – сказала мама.-

Ты успел в канаву влезть?

Дело в том, что самосвалом

Был Алеша, славный малый.

Сколько лет ему? Лет шесть.

Самосвал сигналит громко:

- У меня сейчас поломка,

Но с утра я снова в путь.

- Хорошо, - сказала мама, -

Но пока Алешей будь!

Молока попьешь, и спать!

Что ж, пришлось Алешей стать.

Где Алеша? Спит уже.

Дома спит, не в гараже».

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее