

Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Увеличивающееся количество детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения, заставляет использовать самые разные методики коррекции. Важным инструментом в работе логопеда являются логопедические игры по различным лексическим темам.
Игровая форма занятий воспринимается детьми намного лучше, потому что у них сохраняется интерес к выполнению упражнений. Это очень важно, ведь часто у детей с различными дефектами речи наблюдается быстрая утомляемость и им сложно долгое время фокусироваться на какой-то задаче. Игра же предполагает развлекательный подтекст, поэтому дети активно выполняют задания, учатся решать поставленные перед ними задачи, общаются со сверстниками и педагогом.
Существует большое количество лексических тем, на основе которых разрабатываются задания и упражнения. Ниже представлены логопедические игры по теме «Транспорт», которые решают целый спектр задач.
Образовательные задачи:
- закрепление у детей знаний о том, что такое транспорт;
- расширение знаний о транспорте и его видах: наземный, водный, воздушный;
- обучение умению согласовывать числительные с существительными;
- закрепление у детей понимания правил дорожного движения.
Развивающие задачи:
- обогащение и активизация словаря по данной лексической теме;
- развитие внимания, мышления, памяти и воображения;
- развитие сообразительности, сосредоточенности.
Воспитательные задачи:
- повышение мотивации, самостоятельности и уверенности в своих силах;
- формирование интереса к познавательной деятельности.
Логопедические игры на тему «Транспорт»
Начинать занятия можно с проведения пальчиковой гимнастики:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем транспорт называть.
Машина, вертолёт,
Трамвай, автобус, самолёт.
(Поочерёдно разжимаем пальчики, начиная с мизинца.)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжать пальчики в кулачок, начиная с большого.)
Игра «Один много»
Автобус – автобусы – автобусов
грузовик – поезд – машина –
троллейбус – лодка –
электричка – колесо –
самолет – пилот –
корабль – телега –
Игра «Доскажи словечко»
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай).
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой ... (велосипед).
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю ... (груз).
Тяжести возить привык,
Я огромный … (грузовик).
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит ... (автомобиль).
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ... (машине).
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый ... (вертолёт).
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полёт.
Значит это ... (самолёт)
Игра «Какой? Какая?»
Ход игры: педагог называет слово, относящееся к теме «транспорт», а дети должны назвать ее признаки.
Примеры:
Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д.;
Автобус – быстрый, большой, блестящий, разноцветный…;
троллейбус -… корабль - …
самолет - … поезд - …
Игра «Подбери действия к предметам»
Ход игры: педагог называет вид транспорта, а дети должны сказать, какое действие оно совершает.
Поезд (что делает?) - …
самолет (что делает?) - …
пароход (что делает?) - ….
Игра «Закончи предложение»
Поезд идет по рельсам, а автобус едет … (по земле).
Трамвай большой, а велосипед… (маленький).
Самолет летит по небу, а корабль плывет …. (по воде).
Автобус едет, а самолет…. (летит).
У машины 4 колеса, а у велосипеда… (2).
Задание «Скажи правильно»
Примеры:
- машина – (ехать);
- троллейбус – (идти);
- самолет – (лететь);
- автобус – (сигналить);
- корабль – (плыть);
- трамвай – (звенеть).
- поезд – (гудеть);
Игра «Сосчитай до 5»
Можно использовать разные слова, относящиеся к данной лексической теме (машина, поезд, автобус, колесо, трамвай и т.д.).
Одна машина, две машины…. пять машин
Один трамвай, два трамвая…. пять трамваев
колесо…..
автобус….
Игра «Кто управляет транспортом?»
Ход игры: педагог называет название транспорта (можно использовать картинки), а дети должны сказать, кто ими управляет.
Примеры:
- Самолет – летчик.
- Машина – водитель.
- Пароход - …..
Дидактическая игра «Сделай из двух слов одно»
Примеры:
Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.
Загадки
«Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней». (Машина)
«Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином». (Автобус)
«У него два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами». (Велосипед)
«Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое?» (Самолёт)
«Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю…
Отправляюсь я в полет,
Кто же это?» (Вертолет)
«Я зашел в зеленый дом,
Но не долго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом!» (Поезд)
Стихотворения
Стихотворения используются для автоматизации поставленных звуков. Для примера приведем несколько стихов:
«Паровоз»
«- Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Я привез цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши».
«Жил на свете самосвал»
«Жил на свете самосвал,
Он на стройке побывал,
Подкатил с утра к воротам.
Сторожа спросили: - Кто там?
Самосвал ответил так:
- Я привез отличный шлак.
Молодчина самосвал,
Где он только не бывал!
Он кирпич возил и гравий,
Но, увы, застрял в канаве!
Буксовал он, буксовал.
Еле вылез самосвал.
Говорит: - Меня не троньте,
Я сегодня на ремонте.
У меня помята рама!
- Алексей! – сказала мама.-
Ты успел в канаву влезть?
Дело в том, что самосвалом
Был Алеша, славный малый.
Сколько лет ему? Лет шесть.
Самосвал сигналит громко:
- У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь.
- Хорошо, - сказала мама, -
Но пока Алешей будь!
Молока попьешь, и спать!
Что ж, пришлось Алешей стать.
Где Алеша? Спит уже.
Дома спит, не в гараже».
авторизуйтесь