Логопедические игры на тему "Зима"
Содержание статьи
Речевое развитие ребенка является крайне важным фактором комплексного развития личности. От того, насколько четкой и правильной будет речь, зависит способность к коммуникации с другими детьми и взрослыми, а также успешность обучения в школе. Правильная речь является важным фактором нормального психического развития ребенка и фактическим показателем его готовности к учебному процессу.
К сожалению, количество детей с различными речевыми нарушениями только растет. Объясняется это разными факторами, включая тяжелое течение беременности, патологии развития плода, педагогическую запущенность и другие причины. В результате этого, если не проводилась соответствующая логопедическая коррекция, ребенок к 6-7 годам оказывается фактически не готов к обучению в школе из-за проблем с устной и письменной речью.
В логопедической практике используются разные методики, которые оказываются эффективными в преодолении дефектов речи. Активно применяются логопедические игры, которые используются для формирования правильной речи, а также устранения различных ее нарушений. В ходе игровых занятий ребенок обогащает свой словарный запас, у него расширяются знания об окружающем мире, развиваются коммуникативные навыки и связная речь.
Какие задачи решает логопедическая игра
Игра – это важная часть развития ребенка, потому что именно через игру формируются навыки, которые незаменимы во взрослой жизни. Занятия и упражнения в игровой форме способствуют развитию речи, сосредоточенности, логического мышления, коммуникации и внимания.
Логопедические игры способствуют социализации детей, потому что ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Эти игры предполагают наличие какой-то задачи, поэтому ребенок учится решать их, находить правильные ответы, при этом игра оказывается идеальной формой для этого, потому что у ребенка сохраняется интерес к происходящему именно из-за наличия развлекательного момента.
Ниже представлены игры на тему «Зима» - этот материал будет полезен не только логопедам, но и воспитателям детских садов и самим родителям. Они позволяют решить следующие задачи:
- развитие высших психических функций;
- развитие слухового внимания и восприятия;
- развитие пальцевого и артикуляторного праксиса;
- формирование правильного звукопроизношения;
- обогащение словарного запаса путем добавления в лексикон слов, соответствующих данной лексической теме;
- формирование связной речи;
- воспитание самостоятельности, улучшение навыков коммуникации.
Логопедические игры по теме «Зима»
Перед проведением логопедических игр, можно поговорить с детьми о теме занятий («Дети, о чем сегодня пойдет речь?» - «О зиме!» - «Правильно! А почему я сегодня решила с вами поговорить именно о зиме?» - дети говорят свои варианты: выпал первый снег, скоро Новый год, сегодня январь). Можно привести несколько интересных фактов о зиме, рассказать, что именно происходит в это время года и т.д. Когда беседа закончена, можно переходить непосредственно к играм.

Пальчиковая гимнастика
Первый пример:
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят
одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз — подбросим. ("Подбрасывают").
Два — поймаем. (Приседают, "ловят").
Три — уроним. (Встают, "роняют").
И... сломаем. (Топают).
Второй пример:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («шагать» по столу указательным и средним
пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепить» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошить хлеб» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (провести ладонью правой руки по левой
руке от кисти до локтя)
А ещё в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой
стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивать ладошки)
Съели суп (движения воображаемой ложкой)
и спать легли. (ладошки под щеку).

Игра «Назови ласково»
Цель: формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных с помощью суффиксов.
Снег — снежок мороз — морозец
ветер — ветерок лед — ледок
зима — зимушка метель — метелица
санки — саночки холод — холодок
дерево — деревце звезда — звездочка
солнце — солнышко день — денек
ночь — ночка
Игра «Один – много»
Цель: формирование умения образовывать единственного и множественного числа существительных.
снежинка – снежинки – много снежинок снег — снегов, много снега
лед — льдов, много льда звезда —
день — узор —
ночь — снеговик —
санки — буря —
вьюга — стужа —
холод — забава —

Игра «Сосчитай до 5»
Снеговик, варежка, снежок, пальто
(голосом выделяем окончания у существительных)
Один снежок, два …, три …, четыре …, пять …
Один снеговик, две …, три …, четыре …, пять …
Игра «Скажи наоборот»
Ход игры: логопед задает детям слова, а они должны дать им характеристику.
Примеры:
- Летом дни жаркие, а зимой …. (холодные).
- Летом небо светлое, а зимой …. (темное).
- Летом день длинный, а зимой …. (короткий).
- Летом солнце яркое, а зимой …. (тусклое).
- Весной на реке лед тонкий, а зимой …. (толстый).
Игра «Что я загадала?»
Ход игры: педагог загадывает слово, а дети должны его отгадать.
Примеры:
- Он трескучий - ….. (мороз).
- Она суровая - ….. (зима).
- Он белый - ….. (снег).
«Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?» (ответ – снег).
«После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга». (ответ – февраль).
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила». (ответ – зима).
«По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый...» (ответ – снеговик).

Стихотворения
Чтение и разучивание стихотворений используются для автоматизации поставленных звуков. Для примера приведем несколько из них.
Для автоматизации звуков З и С:
«Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы».
В. Орлов
Для автоматизации звуков Р и Л:
«Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила зима».
В. Фетисов
Для автоматизации звуков Ж и Ш:
«Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю».
Г. Ладонщиков
Для автоматизации звуков Р и С:
«Завалило снегом город,
Иней кружевом повис…
От крылечка до забора
Расчищает снег Борис.
А с лопатою в руках
Рядом с ним Маринка.
Жар пылает на щеках –
Все длинней тропинка.
И не холодно ушам,
Как мороз не злится,
Если только малышам
Хочется трудиться».
Б. Белаш
Для автоматизации звуков С и Р:
«Обойди хоть все дворы –
Лучше не найти горы.
Осторожно! Берегись!
Детвора несется вниз
Стоя, сидя, на коленках,
На картонках и фанерках.
Не зевайте впереди,
Не вставайте на пути!
О-го-го, смотрите сами,
Что за чудо эти сани:
Еле сели впятером,
И помчались с ветерком!
По прямой до поворота,
Позади остался кто-то…
Налетели на сугроб:
Кто доехал, на бок – хлоп!»
Н. Городецкая
Игра «Подскажи словечко:
Ход игры: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё летят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На проселки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом – снежная фигурка,
Эта девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
Игра «Составь предложение по картинке»
Ход игры: на стене висят несколько сюжетных картинок, дети должны составить предложения, основываясь на них.

Игра «Назови зимнее слово»
Ход игры: детям дается задание придумать и сказать слова, которые каким-либо образом связаны с зимой (каток, пальто, лыжи, коньки, снежки, холод, мороз и т.д.).
Дидактическая игра «До – между – за»
Вопросы:
- Какой месяц до января? (декабрь)
- Какой месяц после декабря? (январь)
- Какой месяц до февраля? (январь)
- Какой месяц между декабрем и февралем? (январь)
- Какой месяц после января? (февраль)
Игра «Какой? Какая?»
Ход игры: педагог задает вопросы по теме «Зима», а дети должны отвечать.
Вопросы:
- Зима какая? (холодная, морозная, снежная и т.д.)
- Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т.д.)
- Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)
- Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)
Это лишь небольшая часть возможных занятий по лексической теме «Зима». Данные упражнения способствуют обогащению словаря ребенка, он узнает новые слова, которые связаны с этим временем года. Помимо этого, происходит автоматизация поставленных звуков через проговаривание текстов, стихотворений и т.д. Игровая форма позволяет намного лучше усваивать всю информацию, занятия не становятся скучными, за счет чего сохраняется интерес детей.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!