Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Эти методические материалы и пособия будут полезны специалистам для организации коррекционно-развивающих занятий: описание опыта работы, использование нестандартных методик развития речи и т.д.
Начинающие специалисты смогут пополнить свой арсенал логопедических средств, а опытные логопеды найти полезные логопедические книги для занятий с детьми и материалы для аттестации и повышения квалификации, которые могли пропустить ранее.
Пособия и книги начинающему логопеду
Начинающим специалистам необходимо постоянно совершенствоваться, продолжая свое обучение. В этом поможет различная методическая литература, которая, в том числе, будет полезна к прочтению и родителями детей с речевыми нарушениями.
Книги:
1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Е. С. Алмазова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с. – (Библиотека логопеда-практика).
2. Визель, Т. Г. Как вернуть речь / Т. Г. Визель. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с.
3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с. – (Коррекционная педагогика).
4. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
5. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).
6. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М.: Сфера, 2006. – 192 с. – (Логопед в школе).
7. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336 с. – (Коррекционная педагогика).
8. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. – 320 с. – (Учимся играя).
9. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – М. ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
10. Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В. С. Кукушина. – М.: МарТ ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. – 368 с. – (Педагогическое образование).
11. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с. 74.57.
12. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
13. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
14. Пожиленко, Е. А. Энциклопедия развития ребенка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей / Е. А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2006. – 640 с.
15. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.
16. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко. – М.: Мир книги, 2008. – 248 с. 74.57.
17. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: справочное пособие для логопеда практика / авт.-сост. Р. А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с. – (Мастер-класс логопеда).
18. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (с приложением) 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).
19. Е.А. Екжанова Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. Издательство "КАРО", 2013г., Стр.336.
20. О.И. Ефимов 15 мифов о детской речи. Издательство: Диля, 2016 г.
21. М.Н. Фишман Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения. Год 2004, 64 стр.
22. Роберт Шрамм Детский аутизм и АВА. Издательство: Рама Паблишинг, 2020 г.
23. О.С. Рудик Коррекционная работа с аутичным ребенком. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.
Статьи:
1. Александрова, Л. Колыбельные в системе логопедической помощи: дети раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности / Л.
Александрова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С. 89-95.
2. Боровцова, Л. Пути повышения квалификации и профессионального мастерства учителя-логопеда ДОУ / Л. Боровцова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 93-99.
3. Вавилкина, Г. М. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов / Г. М. Вавилкина // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 43-45.
4. Вершинина, Л. Н. Совместная работа психолога и логопеда в начальной школе / Л. Н. Вершинина, Е. А. Ипкаева // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 68-74.
5. Волкова, Е. Н. Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / Е. Н. Волкова //
Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 44-48.
6. Громова, О. Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе / О. Е. Громова // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 57-66.
7. Киселева, В. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития / В. Киселева, О. Громова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 11. - С. 103-112.
8. Киселева, В. Ваш ребенок не говорит? / В. Киселева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 103-112.
9. Киселева, Н. Дидактическое пособие "Логоклуб": игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7. - С. 105-106.
10. Китик, Е. Е. Информационные технологии и подготовка логопедов: обучающая компьютерная программа "Дислалия" / Е. Е. Китик // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 79-84.
11. Китик, Е. Е. Информационные технологии и подготовка логопедов: обучающая компьютерная программа "Дислалия: сигматизмы" / Е. Е. Китик // Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 74-84.
12. Кузнецова, Л. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с пространственными предлогами / Л. Кузнецова, А. Дройская // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 106-107.
13. Леханова, О. Как понять себя и другого?: работаем со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. Леханова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 100- 105.
14. Макаускене, В. Групповая программа коррекции речи у заикающихся школьников / В. Макаускене, Ю. Орзекаускене // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 70-74.
15. Овчинников, А. Работа логопеда с двуязычными детьми / А. Овчинников // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 5. - С. 55-62.
16. Павлюк, Е. Познаем мир вместе: коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта ДОУ / Е. Павлюк //
Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 80-85.
17. Перчаткина, Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 102-108.
18. Подобед, С. Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи / С. Подобед // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 71-73.
19. Пожиленко, Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь: из опыта совместной работы логопеда и воспитателя / Е. Пожиленко, Е. Игнатьева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 32-40.
20. Ромусик, М. Коррекция общего недоразвития речи: младший дошкольный возраст / М. Ромусик // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 76-83.
21. Семушина, Ю. Нас сказка учит говорить: логопедические сказки и досуги / Ю. Семушина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 54-65.
22. Степанова, О. О логопункте при ДОУ / Степанова О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 26-33.
23. Тихонова, Е. Пишем, как слышим: [логопедические проблемы] / Елена Тихонова, записала Елена Куценко // Первое сентября. - 2005. - 6 декабря (№ 82).
24. Шереметьева, Е. В. Диагностика и основные направления коррекции моторных предпосылок артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью / Е. В. Шереметьева // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 69-75.
25. Шохор-Троцкая, М. К. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас / М. К. Шохор-Троцкая // Наука и жизнь. - 2006. - № 8. - С. 39-43.
Если вы не знаете с чего начать, потому что материалов и пособий много, а что из этого действительно пригодится на практике - неизвестно, то предлагаем вам ознакомиться с нашим стартовым чемоданчиком логопеда, который был собран специалистами с многолетним опытом.
В него вошли все самые необходимые материалы и лекции, которые необходимы на начальном уровне, когда практических навыков еще не хватает или необходимо восстановить/обновить знания. Подробнее.
Пособия и книги про автоматизацию и постановку звуков для логопедов
Выше мы привели список литературы и пособий для начинающих логопедов, в теперь приведем списки литературы для детского логопеда-дефектолога, которые будут необходимы при постановке и автоматизации звуков у детей.
Список методической литературы весьма обширен, поэтому приведем для примера некоторые из пособий:
- «Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений» (автор – Ильякова Н.Е.). В данном пособии описывается набор из 6 постановочных зондов и нескольких способов, которые позволяют быстро поставить дефектно произносимые звуки.
- «Логопедические технологии. Приемы постановки звуков» (авторы – Покровская Ю.А., Агаева В.Е.). В этом пособии подробно описываются логопедические технологии, которые используются на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков ребенка, у которого есть проблемы со звукопроизношением.
- «Методические рекомендации по постановке звуков [С], [Ш], [Р], [Л]. Пособие для логопедов» (автор – Пожиленко Е.А.). Первая часть книги содержит структуру логопедических занятий, начиная с периода подготовки артикуляционных органов и заканчивая автоматизацией звуков в связной речи. Вторая часть содержит конспекты логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков С, Ш, Р, Л.
- «Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника» (автор – Л.А. Комарова). В данном пособии описывается система упражнений по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста (4-7 лет). Она позволит превратить монотонную и однообразную работу по произношению звуков в интересную игру. Помимо этого, у ребенка развивается творческое изображение, улучшаются навыки чтения и мелкая моторика.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. Пособие предназначено для коррекционной работы с детьми, имеющими любой уровень речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
- Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. Ведущее место в пособии занимает преодоление нарушений воспроизведения стечений согласных звуков (самый распространённый дефект произношения слов различной слоговой структуры у детей). В упражнениях используется зрительная символика (зрительные символы звуков).
- Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. Здесь предлагается специальная зрительная символика, позволяющая материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность обучения. Упражнения дают возможность поэтапно формировать навыки звукового анализа и синтеза, необходимые для овладения чтением и письмом у дошкольников.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. "Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц у детей.". Дидактический материал для логопедов.
- О.Е. Громова. "Говорю правильно С - З - Ц.". Дидактический материал для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- Т.А. Ткаченко. "Фонетические рассказы с картинками. Звуки З, ЗЬ, Ц."
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. "Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей.". Дидактический материал для логопедов.
- О.Е. Громова. "Логопедическое лото. Учим звук Ж."
- Т.А. Ткаченко. "Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж."
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Альбом 1: Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц у детей. Дидактический материал для логопедов.
Альбом 2: Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ у детей
Дидактический материал для логопедов.
Альбом 3: Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей
Дидактический материал для логопедов.
Альбом 4: Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей
Дидактический материал для логопедов.
- Громова О.Е. Предшкольная подготовка
Говорю правильно: С – З – Ц
Говорю правильно: Ш – Ж
Говорю правильно: Р – Р’
Говорю правильно: Л – Л’
Дидактический материал предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими нарушения произношения звуков. В данном альбоме представлен лексический и иллюстративный материал для автоматизации звуков и может использоваться родителями для закрепления в речи уже поставленных звуков.
Материал соответствует основным этапам логопедической работы: последовательное закрепление произношения звуков в начале, середине, конце слов, в словах со стечениями согласных, в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках. Дошкольники, не умеющие читать, повторяют за взрослым. Дети, владеющие чтением, самостоятельно читают подписи к рисункам в пособии.
Иллюстративный материал, соответствующий современным представлениям об окружающем мире, способствует привлечению внимания детей, активизации и расширению словарного запаса слов, увеличению объема запоминания.
словарного запаса слов, увеличению объема запоминания.
Практические пособия и книги логопеда для работы в школе представлены большим количеством методических материалов.
Вот некоторые из них:
- «Коррекция письменной речи у школьников» (автор – Бекшиева З.И.). Данное пособие используется логопедами-практиками, представляя собой сборник конспектов по коррекции специфических звукобуквенных ошибок у учащихся школ. Пособие рекомендовано для использования при коррекции детей с фонематическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Есть конспекты занятий для коррекции детей с ОНР (общим недоразвитием речи).
- «Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников, 1-4 классы» (автор – Крутецкая В.А.). Пособие содержит занятия для предупреждения и коррекции дислексических и дисграфических нарушений у учеников младших классов.
- Блинова, Л. Н. Обучение русскому языку учащихся с недоразвитием интеллекта. На материале грамматики и правописания / Л.Н. Блинова, Н.И. Норкина. - М.: Феникс, 2018. - 206 c.
- Бурина, Е. Д. Аттестация педагогических работников. Как составить профессиональные портфолио учителя-логопеда / Е.Д. Бурина. - М.: Учитель, 2018. - 377 c.
- Бурина, Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 классы. Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е.Д. Бурина. - М.: Каро, 2018. - 192 c.
- Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Академия (Academia), 2018. - 717 c.
- Дель, Светлана Васильевна Тестовая Методика Диагностики Устной Речи Учащихся 1 - 4 Классов / Дель С. В. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 171 c.
- Дель, Светлана Васильевна Тестовая Методика Диагностики Устной Речи Учащихся 7 - 8 Классов / Дель Светлана Васильевна. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 674 c.
- Кошелева, Н. В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с нарушениями речи. Новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2017. - 660 c.
- Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО / Г.Г. Мисаренко. - М.: Юрайт, 2017. - 337 c.
- Организация и содержание работы школьного логопеда / О.В. Елецкая и др. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 192 c.
- Основы специальной психологии. Учебное пособие. - М.: Академия, 2018. - 480 c.
- Преодоление нарушений письменной речи. - Москва: РГГУ, 2018. - 160 c.
- Речицкая, Е. Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах / Е.Г. Речицкая. - М.: Прометей, 2018. - 988 c.
- Тараканова, А.А. Особенности операций мышления и их коррекц. у млад. шк. с наруш. письма: Уч. пос. А.А. Тараканова -М / А.А. Тараканова. - Москва: Наука, 2018. - 601 c.
- Ястреброва, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок / А.В. Ястреброва, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2017. - 360 c.
Это лишь малая часть методической литературы, которая используется логопедами в своей практике. Многие из пособий могут использоваться родителями детей с речевыми нарушениями, т.к. они содержат эффективные упражнения и занятия, помогающие устранить данные дефекты.
А, если вы хотите узнать, какие документы необходимы в работе логопеда-дефектолога и иметь их у себя, предлагаем ознакомиться с «ТОП-30 рабочих документов логопеда-дефектолога».
В список документов входят: документы-бланки для учителей-логопедов, программы логопедических работ, подборка документов для работы логопеда, карта психоречевого развития ребенка 4-5 лет, документы для заполнения речевых карт и многое другое. Подробнее.
авторизуйтесь