Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
После того, как звук автоматизирован, необходимо поработать над его дифференциацией с другими звуками, чтобы ребенок не путал их в своей повседневной речи.
Дифференциация [Ш]-[Ж] проводится для того, чтобы воспитать стойкий навык употребления в речи недавно освоенного звука, чтобы он не смешивался с артикулярно или акустически близкими звуками.
Занятия логопедов по дифференциации [Ж] и [Ш] проводятся для того, чтобы научить ребенка различать смешиваемые звуки. Это необходимо для их правильного употребления в повседневной речи, от чего напрямую зависит дальнейшая успеваемость в школе.
Специальные логопедические занятия по дифференциации [Ж] и [Ш]
Задания для дошкольников по дифференциации [Ш]-[Ж] предполагают произношение слогов, слов, словосочетаний и текстов, в которых содержатся дифференцируемые звуки. Для начала важно отметить, что положение артикуляционных органов при произношении [Ж] и [Ш] отличается только лишь наличием голоса:
- При произношении Ш, голосовые связки разомкнуты и воздушная струя свободно проходит между ними.
- При произношении Ж, голосовые связки сомкнуты и струя воздуха колеблет их, образуя голос.
Есть специальные упражнения по дифференциации звуков [Ш]-[Ж], регулярное проведение которых поможет ребенку научиться различать их в своей речи. Этот речевой материал можно комбинировать с картинками - символами. К примеру, [ш] – это змея (как шипит змея? – шшшшш), [ж] – жук (как жужжит жук? – жжжжж).
1. Повторяем слоги
ЖА – ША ЖО – ШО АЖА – АША ЖА – ША – ЖА
ША – ЖА ШО – ЖО ОЖО – ОШО ЖО – ШО – ЖО
ЖУ – ШУ ЖИ – ШИ УЖУ – УШУ ШУ – ЖУ – ШУ
ШУ – ЖУ ШИ – ЖИ ЫЖИ – ЫШИ ШИ – ЖИ – ШИ
ШНА - ЖНА ШНО – ЖНО ШНУ – ЖНУ ШНЫ - ЖНЫ
ШНИ - ЖНИ ШНЕ - ЖНЕ ШНЁ - ЖНЁ ШНЯ - ЖНЯ
ШМА — ЖМА ШМО – ЖМО ШМУ – ЖМУ ШМЫ - ЖМЫ
ШМИ - ЖМИ ШМЕ - ЖМЕ ШМЁ - ЖНЁ ШМЯ - ЖНЯ
ШВА - ЖВА ШВО - ЖВО ШВУ - ЖВУ ШВЫ - ЖВЫ
ШВИ – ЖВИ ШВЕ - ЖВЕ ШВЁ - ЖВЁ ШВЯ - ЖВЯ
2. Повторяем слова (если какие-то слова незнакомы ребенку, то нужно объяснить их значение)
жар – шар жаба – шапка ложа – лошадь
жаль – шаль ежата – мышата лужа – Луша
жатка – шаткий лежать – мешать лёжа – Лёша
жалить – шалить вожатый – лошадка кожа – ноша
жёлоб – шёпот лужок – пушок должок – мешок
жёлудь – шёл дружок – вершок пирожок – порошок
жёлтый – шёлк рожок – горшок дружок – петушок
К сожалению, не у всех получается сразу грамотно настроить дифференциацию звуков у ребенка, что способствует длительной постановке звуков, но и тянет за собой путаницу и сложности с постановкой других звуков. Иными словами, упадет один кирпичик - пострадает вся стена.
И, чтобы предотвратить столь позднюю дифференциацию звуков [ж] и [ш] предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по теме: «Дизартрия: диагностика и применение инновационных методик коррекции».
Вы научитесь использовать специальный комплекс логопедических упражнений и грамотно выстраивать этапы коррекционной работы, а также узнаете алгоритм обследования звукопроизношения и других компонентов сенсомоторного уровня при стертой дизартрии. Подробнее.
3. Произносим предложения
Луша обходит лужу.
Ты бежать мне не мешай.
Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.
Летит снежок, легкий, как пушок.
Мой дружок от земли вершок.
Малыши встали на лыжи.
Сереже подарили карандаши.
Без этой пружины не поедет машина.
Подальше положишь - поближе возьмешь.
4. Произносим тексты по дифференциации звуков Ж-Ш
«Жёлудь больше дуба».
«Школьники рисовали дуб. Женя хорошо помнил, как он нашёл жёлудь, а дедушка сказал, что из него вырастет большой дуб.
«Неужели из маленького жёлудя может вырасти большой дуб?» - думает Женя. И он нарисовал дуб и рядом большой жёлудь.
- Жёлудь волшебный – в нём дуб, - говорит Женя».
«Живой уголок».
«В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб».
5. Повторяем скороговорки
Однажды шёл дождик дважды.
Отважный Миша бежит от мыши.
Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке.
(А. Хмелёва)
«Кошка жадная тушёнку
Не даёт коту, котёнку».
(А. Хмелёва)
«У жита пташка,
У жита и мышка».
(А. Хмелёва)
«Маша живёт этажом выше,
Жанна живёт этажом ниже».
«Пообедаешь у бабушки,
Побежишь к дедушке
И поужинаешь».
(А. Хмелёва)
«Ежедневно Маша
Нам готовит кашу
Нам готовит кашу.
Ежедневно Маша».
(А. Хмелёва)
Здесь очень важна совместная комплексная работа логопеда и родителей, которые также должны участвовать в процессе: повторять скороговорки, использовать слова с ж и ш, чтобы ребенок мог быстрее понять разницу и правильно применять их.
Если у вас возникает вопрос, как грамотно провести этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения. То приглашаем вас принять участие в практическом интенсиве «Секреты коррекции звукопроизношения».
Вы научитесь правильно вызывать разные звуки и сможете правильно объяснить ребенку разницу между произносимыми звуками.
Вы получите 5 видеолекций от 4 топовых экспертов: Ткаченко Т.А., Белик А.Э., Маюрова Г.М. и Пузикова О.Ю.
Полезные материалы, игры и упражнения:
- Звуковые дорожки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж];
- Дифференциация Ш-Ж;
- Речевой материал для автоматизации звуков;
- Переключалки Ш-Ж;
- Сигматизм: причины, виды и методы коррекции;
- Автоматизация звука [Ж] для детей и школьников;
- Таблицы для характеристики звуков;
- Карточки для работы над звуками;
- Опорные схемы в работе над звуками и буквами;
- 50 логопедических стишков для малышей;
- Игра "у Щелкунчика на шляпе".
авторизуйтесь