Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Логопедические компьютерные игры для детей все чаще используются в коррекции отклонений в развитии ребенка. Это эффективное дополнительное средство компенсации в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Безусловно, занятие не может состоят только лишь из компьютерных онлайн-игр – достаточно одной, которая будет соответствовать тематике определенного урока.
Игровая форма не нарушает общей концепции занятий. Напротив, они повышают интерес к занятиям у ребенка, поэтому их эффективность оказывается намного выше. Логопед, который использует в своей практике компьютерные технологии, должен решить две задачи:
- Сформировать у ребенка навыки использования компьютером.
- Использование компьютерных игр для коррекции речевых нарушений.
В последнее время число детей, имеющих различные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, речью, интеллектом и другими нарушениями развития, увеличивается. Именно поэтому применение дополнительных методик в коррекции оказывается все более актуальным. И применение компьютерных технологий является одним из тех методов, которые применяются в логопедической работе все чаще.
Какие цели и задачи решают компьютерные логопедические игры?
Логопедические компьютерные игры для дошкольников решают следующие задачи:
- первое знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями;
- совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления и т.д.;
- закрепление навыков ориентации в пространстве;
- развитие сенсорных эталонов и ЭМП;
- развитие ручного праксиса;
- развитие просодики: дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;
- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
- развитие фонетической стороны речи;
- развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;
- знакомство с изображением, названием букв;
- обучение чтению;
Все эти цели и задачи могут достигаться через одну игру, либо можно чередовать их, достигая необходимого результата.
Какие игры бывают
Компьютерные логопедические игры бывают двух видов – ролевые и не ролевые. В первую категорию относятся игры от первого и третьего лица. К не ролевым играм относятся аркадные, головоломки, на быстроту реакции и т.д.
Есть определенные виды игр, которые хорошо известны среди специалистов, поэтому они чаще всего применяются на практике.
1.Программа-тренажер Dizartria.NET используется исключительно для коррекции дизартрических расстройств. Есть 2 версии – бесплатная и платная. Первая включает в себя два режима – речевой протез и релаксация голосовых связок. Платная версия дополнительно включает третий режим – развитие дикции и просодики. Помогает развить речедвигательные центры коры головного мозга, скорректировать просодику, сформировать сильный выдох и т.д.
2.Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:
- «Просодика» (Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);
- «Звукопроизношение»;
- «Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);
- «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).
3. Компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно» направлена на развитие:
- фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков;
- навыков звукового анализа;
- лексико-грамматического строя речи;
- связной речи.
4. Программа «Видимая речь» предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Она состоит из 14 модулей, включающих в себя по нескольку игр: «Наличие звука», «Громкость», «Громкость и голос», «Звонкость», «Включение голоса», «Высота», «Высотные упражнения», «Автоматизация фонемы», «Цепочки фонем», «Дифференциация двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Спектр высоты и голоса во фразе», «Спектр звука».
5. Программа «Домашний логопед» предназначена для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематической системы и направлена на:
- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
- автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;
- в программы есть рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).
6. Существуют определенные компьютерные логопедические игры для школьников младших классов. К таким тренажерам относится Дэльфа-142. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Состав упражнений: меню «Звук» (19 упражнений), меню «Буква» (9 упражнений), меню «Слог» (4 упражнения), меню «Слово» (19 упражнений), меню «Предложение» (8 упражнений), меню «Текст» (3 упражнения).
Рекомендации по применению
Использовать только лишь информационные технологии на логопедических занятиях нельзя, потому что это дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательную систему. Важно соблюдать правильную осанку ребенка, а помещение, где проводится занятие, должно быть хорошо освещено.
Логопедические компьютерные игры позволяет улучшить процесс коррекции, сделать его намного более продуктивным благодаря тому, что у ребенка повышается интерес к занятиям. При этом важно сочетать использование современных технологий и классические дидактические игры.
авторизуйтесь