Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.
В последнее время количество детей, имеющих различные речевые нарушения, возрастает. Именно поэтому, необходимость оказания профессиональной логопедической помощи является крайне актуальным именно с раннего возраста.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях открываются специализированные логопедические пункты, которые являются одним из наиболее эффективных путей обеспечения подготовки детей с дефектами речи к условиям дальнейшего обучения в школе.
Какие функции выполняет детский логопед в ДОУ?
Работа логопеда в ДОУ преследует 2 основные цели – это раннее и своевременное выявление детей с речевыми дефектами, и оказание им соответствующей логопедической помощи.
Данная цель достигается путем решения определенных задач:
- Развитие внимания к звуковой стороне речи.
- Оказание своевременной коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.
- Профилактика нарушений устной и письменной речи.
- Формирование благоприятной среды логопедических занятий, а также воспитание у детей стремления к преодолению речевых дефектов.
- Адаптация используемых методов логопедической работы в соответствии с особенностями и возможностями дошкольников.
- Работа с родителями и педагогами учреждения в отношении пропаганды необходимости логопедических занятий.
Почему помощь логопеда важна именно в раннем возрасте? Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит звуки, к примеру, Л или Р, то особой трагедии на данный период времени нет. Но могут ли родители быть полностью уверены в том, что такое отклонение не помешает ребенку в подростковом или старшем возрасте? Если он неправильно произносит отдельные звуки и, к тому же, у него нарушен фонематический слух, то это может привести к дисграфии в школе или сказаться на выборе профессии. Этого можно избежать, если ребенку будет оказана логопедическая помощь в дошкольный период времени.
Какой порядок оказания логопедической помощи в ДОУ?
Логопедическая помощь детям в дошкольном образовательном учреждении отличается от работы логопеда в логопедическом ДОУ. Объясняется это тем, что логопед, работающий при массовом дошкольном образовательном учреждении, встраивается в общеобразовательный процесс, т.е. задача коррекции речевых нарушений является, в данном случае, дополнительной.
В расписании обычного ДОУ нет специально установленного графика занятий с логопедом, поэтому ему приходится очень тщательно составлять расписание, чтобы логопедические занятия не мешали усвоению основной дошкольной программы.
Логопед строит свою работу на основании внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения. График занятий утверждается методистом и заведующим ДОУ. В отличие от специального логопедического сада, дети получают коррекционную помощь не каждый день (примерно 2-3 занятий в неделю).
Определение детей, которым необходима логопедическая помощь, осуществляется через психолого-медико-педагогическую комиссию, которая выдает соответствующее речевое заключение.
Основная форма работы в ДОУ с детьми, имеющими различные речевые нарушения – это индивидуальные и подгрупповые занятия. Этому есть несколько объяснений:
- Необходимость подстраиваться под режим работы ДОУ.
- В обычном дошкольном учреждении приходится работать с детьми, имеющими речевые нарушения разной степени тяжести. Это само собой предполагает индивидуальный подход к каждому случаю.
- Разный уровень сформированности когнитивных процессов у детей.
- Различная способность детей к усвоению одного и того же материала.
- Нестабильное состояние здоровья дошкольников, что приводит к пропускам по болезни, что значительно замедляет коррекционный процесс.
Все это приводит к непостоянству состава групп, что неминуемо накладывает отпечаток на работу логопеда. Ему приходится использовать на практике те методы, которые не так широко освещены в специальной литературе.
Один из таких методов – это индивидуальные занятия с ребенком, имеющим речевые нарушения, в присутствии других дошкольников. Пока ведется индивидуальное занятие, остальные дети играют в игры, подобранные логопедом. В большей степени такой подход был обусловлен экономией времени, но в дальнейшем такая форма показала и другие положительные стороны: повышение мотивации ребенка на успех логопедической работы, большая раскрепощенность, повышенный интерес к речи других детей и т.д.
Основные направления деятельности логопеда в ДОУ
Система логопедической помощи воспитанникам ДОУ включает в себя:
- Диагностическую деятельность. Проводится раннее выявление детей с нарушениями речи, изучение уровня физического, социально-личностного, познавательного и речевого развития.
- Коррекционно-развивающую деятельность. Проводится дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков, обогащение словарного запаса дошкольников.
- Просветительскую работу и консультации родителей и педагогов ДОУ. Проводятся родительские собрания, на которых рассказывается о факторах риска, особенностях логопедической работы. Проводятся консультации родителей и педагогов по поводу особенностей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Методическую деятельность. Она предполагает разработку методических рекомендаций по оказанию логопедической помощи, участие в мероприятиях по обмену опытом, изготовление и приобретение дидактического материала, необходимого в работе, и т.д.
- Аналитическую деятельность. Анализируется проведенная коррекционно-развивающая деятельность, выясняется динамика развития каждого из детей. Проводятся тестовые задания, контрольные срезы, на основании чего подводится итог работы за весь год.
Логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении позволяет устранить различные речевые дефекты, от которых гораздо легче избавиться именно в раннем возрасте. У детей улучшаются речевые навыки, их речь становится более четкой, ясной и разнообразной, благодаря обогащению словарного запаса. Формируется необходимая база для дальнейшего обучения в общеобразовательном учреждении, а также полноценной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
авторизуйтесь