Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Логопедические скороговорки и считалки – это очень веселый способ, позволяющий ребенку автоматизировать произношение сложных для него звуков. Подобная форма коррекции звукопроизношения в большинстве случаев положительно воспринимается детьми, поэтому они активно включаются в процесс.
Герои многих скороговорок – это различные животные и их детеныши, что дополнительно поддерживает детский интерес.
Скороговорение сначала в медленном, а потом в быстром темпе способствует более быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи.
Но тут есть один небольшой нюанс: если заставлять ребенка учить скороговорки, подчеркивая, что это упражнение для развития речи и постановки, к примеру, звука Р, то малышом это будет восприниматься как скучное занятие, которое вряд ли вызовет в нем положительный отклик. А, если привнести в проговаривание скороговорок соревновательный момент, то ребенок будет заинтересован в том, чтобы делать то, что другие дети не могут.
Для чего нужны скороговорки
Скороговорки составлены из слов с большим количеством звуком из определенной фонетической группы.
К примеру, они могут содержать шипящие звуки: Ж, Ч, Ш, Щ. Это позволяет сфокусировать внимание малыша на правильном произношении звуков данной фонетической группы, помогая ему ввести эти звуки в его повседневную речь.
Скороговорение для логопедических занятий позволяет достичь следующих результатов:
Развитие речевого аппарата ребенка;
развитие фонематического слуха (прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают);
обогащение словарного запаса;
развитие речевого дыхания;
речь ребенка становится интонационно грамотной;
эффективная подготовка к формированию письменной речи.
Если вы хотите разобраться, как планировать индивидуальную работу с ребенком с ЗРР, что включать в содержание сенсомоторной стимуляции и коррекции в младенческий период, как помочь малышу заговорить, то приглашаем ознакомиться с курсом повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.
Вы узнаете про подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, узнаете, как выявлять признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте, а также, что делать педагогу. если нет сурдопедагога и многое другое. Подробнее.
Как их разучивать
Звуки и слова с автоматизированным звуком следует повторять многократно, чтобы закрепился новый и правильный уклад артикуляционных органов. При разучивании скороговорок следует учитывать следующие правила:
Сначала взрослый читает скороговорку сам, медленно, чтобы было понятно каждое слово.
Можно обсудить с ребенком содержание, насколько он его понял и т.д.
Затем нужно вместе с ребенком медленно проговаривать скороговорку. Короткие лучше разучивать на одном дыхании, а если они длинные, то можно разбить их на несколько частей.
Следующий этап – самостоятельное скороговорение ребенком (сначала шепотом, а потом усиливая голос и повышая темп).
Логопедические скороговорки для детей 5 и 6 лет
Существуют различные логопедические скороговорки для детей разных возрастов, рассчитанные на автоматизацию звуков разных фонетических групп. Для примера приведем несколько из них.
Логопедические скороговорки со звуками Л, Р, М, Н
1. «Полили ли Лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию».
2. «Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
мыло Мила уронила».
3. «Протокол про протокол протоколом запротоколировали».
4. «Интервьюер интервента интервьюировал».
Скороговорки со звуками Б, В, Д
1. «Добыл бобыль бобов».
2. «Верзила Вавила весело ворочал вилы».
3. «Родонендроны из дендрария».
Скороговорки со звуками С-Ш
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
2. «Шестнадцать шли мышей, шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши».
3. «Самшит, самшит, как ты крепко сшит».
Регулярные занятия помогут ребенку справиться с автоматизацией и дифференциацией сложных для него звуков, которые он в дальнейшем будет использовать в своей повседневной речи. Список скороговорок обширен, они рассчитаны на разные звуки и возраст детей.
А, если вы не знаете, как дифференцировать нарушения звукопроизношения, как грамотно проводить логопедический массаж, как сформировать правильное произношение свистящих и шипящих согласных, то предлагаем изучить курс повышения квалификации по дизартрии «Дизартрия. Диагностика и коррекция в соответствии с требованиями ФГОС».
Вы узнаете перспективы применения миофункциональной коррекции в логопедической практике, освоите нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда, а также узнаете, что нужно знать логопеду о стоматологическом статусе ребенка с нарушением речи. Подробнее.
авторизуйтесь