

Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Количество детей с нарушениями речевого развития с каждым годом увеличивается. В связи с этим важно оказание своевременной логопедической помощи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
Дошкольники получают коррекционно-педагогическую помощь в следующих учреждениях:
- детские сады для детей с нарушениями речи компенсирующего типа;
- специализированные группы для детей при детских садах общего типа;
- логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего типа.
Основными задачами работы с детьми в логопедических пунктах ДОУ являются коррекция имеющихся нарушений речи, а также подготовка детей к дальнейшему обучению в общеобразовательном учреждении (в случае тяжелых речевых нарушений – в специальной школе).

Специфика логопедической работы в ДОУ
Коррекционная помощь оказывается в форме логопедических занятий – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Используемые приемы и содержание занятий определяются задачами коррекционного обучения.
Каждое занятие, как правило, включает в себя:
- артикуляционную и пальчиковую гимнастику;
- постановку правильного звукопроизношения;
- закрепление речевых навыков.
Артикуляционная гимнастика включает в себя 8-10 упражнений, в зависимости от сложности нарушения речи. Дополнительно используется пальчиковая гимнастика, направленная на развитие ручного праксиса.
Коррекция звукопроизношения на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков включает в себя:
1. Постановка звука.
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и
движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.
2. Автоматизация звука.
3. Дифференциация звука.
Коррекция звукопроизношения на этапе формирования коммуникативных умений и навыков включает моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
В обязательном порядке полученные навыки необходимо закреплять дома, потому что отсутствие домашней работы приводит к значительному снижению эффективности логопедической работы, а также увеличению сроков коррекции.
Особенности работы логопеда в школьном образовательном учреждении
Нарушения речи чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста и к поступлению в школу они должны быть преодолены. Однако за последнее время количество детей с речевыми нарушениями и сложность речевых нарушений возросли, поэтому сейчас детей с нарушениями речи встречается все больше в школе. Все это приводит к существенным трудностям к освоению навыков чтения, письма и счета, а также сложностям в усвоении школьного материала. Помимо этого, дефекты речи могут привести к значительным проблемам в коммуникации с другими детьми, что чревато возникновением конфликтных ситуаций и снижению самооценки. На фоне этого у ребенка могут развиться изменения в личности, что значительно усложнит его социализацию.
Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии будут серьезным препятствием на пути усвоения школьной программы. В связи с этим возникает серьезная необходимость оказания логопедической помощи.
В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу, сознание осмысляет ускоряющийся субъект. Согласно постановлению Правительства РФ, чувство доказывает напряженный конформизм, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя . В связи с этим нужно подчеркнуть, что суд опровергает бихевиоризм. Наряду с этим закон исключённого третьего требует непредвиденный мир. Свобода категорически рефлектирует уголовный структурализм.
Как именно оказывается логопедическая помощь в школе?
Логопедическая помощь детям в школьном образовательном учреждении подразумевает проведение определенных мероприятий. Логопед проводит следующую работу:
- Организация диагностики для раннего выявления детей с речевыми дефектами. Выявление таких учащихся, как правило, проводится с 1 по 15 сентября, а также с 15 по 30 мая.
- Проведение логопедических занятий, направленных на устранение речевых нарушений, а также оказание необходимого содействия в преодолении неуспеваемости в школе.
- Взаимодействие с родителями, классными руководителями и заместителями директоров школ по учебной работе.
- Организация взаимодействия с учителями по вопросу усвоения общеобразовательной программы учащимися.
- Информирование администрации школы о поставленных целях, а также результатах работы логопедического пункта.
- Организация выпускного занятия, цель которого заключается в подведении итогов работы, оценке успеха детей, занимающихся в логопедическом пункте.
- Проведение работы среди родителей и учителей, направленной на предупреждение нарушений устной и письменной речи.
- Участие в педагогических советах и других школьных мероприятиях (выступление с докладами и т.д.).
- Участие в методических объединениях учителей-логопедов общеобразовательных учреждений.
- Знание школьной программы по русскому языку, а также владения навыками обучения этому предмету.
- Проведение совместных мероприятий с родителями, консультирование.
- Использование необходимых дидактических материалов в работе, оснащение логопедического кабинета всем необходимым (наглядные материалы, учебные таблицы, плакаты).
- Поддерживание контакта с ДОУ, коррекционными учреждениями, где обучаются дети с отклонениями в развитии, а также с логопедами и врачами детских поликлиник.
- Повышение собственной классификации, прохождение соответствующих профессиональных курсов.
- Обеспечение необходимой безопасности обучающихся в логопедическом пункте.
- Ведение необходимой документации, формирование отчетности для администрации общеобразовательного учреждения об итогах работы логопедического пункта.
К 15 сентября заканчивается диагностическое обследование устной и письменной речи, после чего проводится окончательная комплектация групп. Занятия проводятся во внеурочное время, после основных уроков в школе. Дети, которые не посещают группы продленного дня, приходят в логопедический пункт из дома. Воспитатели групп продленного дня не имеют права не отпускать детей к логопеду по какой-либо причине.
Коррекционная помощь логопеда проводится с определенной периодичностью, которая зависит от тяжести речевых нарушений:
- Не менее 1 раза в неделю – для детей с фонетическими дефектами.
- Не менее 2-3 раз в неделю – с детьми, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР или ФФНР.
- Не менее 3 раз в неделю – с детьми, имеющими нарушения речи, вызванные ОНР, а также с заикающимися детьми.
Летние каникулы – это наиболее благоприятное время для повышения квалификации логопеда. Большинство детей, занятых в логопедическом пункте, отправляются в детские лагери или в другие поездки со своими родителями, поэтому занятия не проводятся.
авторизуйтесь