Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Количество детей с отклонениями в развитии постепенно увеличивается. В первую очередь, речь идет о различных речевых дефектах, которые мешают не только полноценной коммуникации со сверстниками и взрослыми, но и освоению школьной программы.
В дошкольный период одним из важнейших этапов развития ребенка является речевое развитие. Владение правильной и грамотной речью рассматривается как готовность ребенка к обучению в школе. На сегодняшний день, речь дошкольников, богатая синонимами, сравнительными описаниями и дополнениями – это достаточно редкое явление.
Правильное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение излагать свои мысли, давать развернутые ответы на вопросы – все эти навыки требуют достаточного уровня развития всех уровней речевой функциональной системы у ребенка. Ее развитием нужно заниматься именно в дошкольный период.
Дошкольный возраст и связная речь
Связная речь – это развернутое высказывание, которое состоит из нескольких предложений, которые разделены по функционально-смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Формирование связной речи начинается в дошкольном возрасте. Ребенок не просто называет определенный предмет, а стремится всячески его описать и охарактеризовать. Такое высказывание состоит из нескольких предложений, который не только описывают предмет или явление, но и логически связаны друг с другом, чтобы слушающий мог понять ребенка. Чтобы связно о чем-то рассказать, необходимо понимать этот предмет, уметь его анализировать, выделяя его основные качества и свойства.
В дошкольный период преобладает наглядно-образная память, а запоминание носит, как правило, непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, события, явления, факты, которые близки их жизненному опыту. В связи с этим можно сделать вывод, что речевое развитие должно быть связано с развитием высших психических функций.
Что такое мнемотехника?
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи является научно-обоснованным решением. Данной проблемой занимались Ткаченко Т.А, Воробьева В.К, Большева Т.В и другие авторы, которые определяли эту методику как систему приемов, которые обеспечивают успешное запоминание, увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Эффективность данной методики основывается на особенностях работы головного мозга. Язык мозга – это образы и, прежде всего, эти образы являются зрительными. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, данная связь фиксируется головным мозгом. В дальнейшем, когда в памяти всплывает один из образов, являющихся частью этой ассоциации, автоматически воспроизводятся и другие соединенные образы.
Мнемотехника позволяет «наладить связь» с мозгом, взяв под контроль некоторые его функции. Эта методика является крайне эффективной для эффективного запоминания информации.
Основные принципы и правила мнемотехники
- Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено.
- Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать, производить манипуляции.
- Запоминание лучше происходит в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлено.
- Лучше запоминается то, что хорошо осознано.
- Лучше запоминается то, что удалось связать, увязать, привязать.
Использование приемов мнемотехники позволяет решать различные задачи:
- Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, воображение, мышление и память.
- Развивать умственную активность, наблюдательность, умение сравнивать предметы и явления.
- Обучать их правильному звукопроизношению.
- Развивать связную речь.
- Знакомить детей с буквами.
Использование мнемотаблиц
Мнемотаблица занимает особое место в работе с детьми. Это дидактический материал, в основу которого заложена определенная информация. Она содержит графическое изображение явлений природы, определенных действий, персонажей сказки и т.д. Нарисованная схема должна соответствовать возрасту детей, т.е. увиденное должно быть им понятно.
При этом мнемотехника строится на принципе «от простого к сложному». Сначала работа начинается с простых мнемоквадратов, затем ведется работа с мнемодорожками и только после этого – с мнемотаблицей.
Существуют определенные этапы использования мнемотаблицы:
- Визуальное изучение таблицы с последующим разбором изображенного на ней.
- Перекодировка, т.е. преображение из абстрактных символов в образы.
- Пересказ рассказа или другой информации с опорой на получившиеся образы. При произношении текста с опорой на изображения происходит непроизвольное запоминание информации, при этом текст и картинки соединяются в единый сюжет.
- Графическая зарисовка мнемотаблицы.
- Каждая из таблиц должна быть воспроизведена ребенком при показе.
Использование метода мнемотехники в речевом развитии
Использование мнемотехники в развитии речи детей объясняется тем, что в настоящее время они перенасыщены информацией, поэтому необходимо, чтобы обучение было для них не только развивающим, но еще и интересным, иначе у детей быстро теряется заинтересованность, рассеивается внимание и т.д.
Наглядность – это тот фактор, который существенно облегчает процесс становления речи. Когда ребенок рассматривает картинки, то ему намного легче называть характерные признаки увиденных им предметов, озвучивать действия, которые они производят.
Использование методов мнемотехники как раз и основывается на наглядности и плане последовательного пересказа (сказки, рассказа, заучивание стиха).
Начиная работу с использованием приемов мнемотехники, логопед должен ставить перед собой определенный перечень задач:
- Развитие высших психических функций: мышление, память, восприятие, внимание.
- Развитие навыков преобразования абстрактных символов в образы и наоборот.
- Формирование навыков работы по образцу, определенным правилам, умения слушать взрослого и выполнение инструкций.
- Расширение и обогащение словарного запаса.
- Развитие мотивации у детей к повышенному интересу к окружающему миру, изучению всего нового и неизведанного.
- Развитие творческой стороны ребенка, формирование у него навыков самостоятельного составления схемы и ее воспроизведения.
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование личности ребенка, развитие в нем чувства ответственности, доброжелательности, взаимопонимания и самостоятельности.
Какие приемы и методы мнемотехники используются?
Согласно Бодровой И.В, существует 6 основных методов мнемотехники:
- Метод крокирования. Когда ребенок рисует кроки-схемы животных, предметов, явлений или людей, то он без проблем сможет восстановить в памяти все, что он нарисовал. Прием символизации относится к этапу кодирования информации в зрительные образы.
- Эйдетизм. Представляет собой своеобразную разновидность образной памяти, которая заключается в возможности воспроизведения наглядного образа предмета по прекращении его действия на органы чувств. Для примера можно представить какой-нибудь образ (условно «собака»). В начале есть просто условное обозначение (собака), но по мере восстановления в памяти этого образа, мы начинаем «вспоминать» подробные детали – воспоминание о конкретной собаке, ее размерах, цвете и т.д.
- Метод Цицерона. Он получил свое название из-за Марка Туллия Цицерона, который был известен своими ораторскими способностями, при этом он не использовал записи в своих выступлениях. Когда он разучивал речь у себя дома, он начинал ходить из комнаты в комнату, мысленно соединяя определенный раздел своей речи с конкретным местом в своей квартире. Этот метод мы часто используем в повседневной жизни, когда, потеряв ручку, ключи или другой предмет, мы начинаем ходить по комнате, мысленно вспоминая те ситуации, которые могли предшествовать потере.
- Метод трансформации. Суть его в том, что если мы хотим что-то запомнить, то мы мысленно представляем себе, как один образ превращается в другой.
- Метод смысловых опор. Похож на метод Цицерона, но местом привязки является система образов, которые закреплены в сознании раз и навсегда. Эта система образов является своеобразным шифром, где за каждым числом закрепляются определенные слова, которые нужно выучить как таблицу умножения.
- Метод ассоциативных цепочек. Достаточно сложный метод, который требует хорошо развитой фантазии со стороны ребенка. К примеру, рисуется 9 квадратов-картинок с определенными визуальными образами. Они могут быть никак логически не связаны друг с другом, но задачей ребенка является формирование единого сюжета из этих изображений.
Использование мнемотехники в дошкольных учреждениях
Использование мнемотехники в ДОУ дает возможность наряду с развитием памяти, внимания, мышления, воображения и речи, повышать общий интеллектуальный уровень детей, закладывая предпосылки к самообучению. Благодаря используемым методам и приемам, дошкольники могут усваивать новый материал без чрезмерного нервного и умственного напряжения.
С помощью мнемотаблиц можно разучивать стихотворения. Суть проста: на каждое слово или словосочетание придумывается изображение, т.е. все стихотворение зарисовывается в виде схемы. Задача ребенка – по памяти воспроизвести стихотворение, используя графические изображения.
Загадки, которые соединены с мнемотаблицей, также способствуют развитию наглядно-образного мышления, в итоге ребенок лучше осмысливает содержание. Отгадывание загадок обогащает словарный запас, дети начинают понимать, что слово может иметь не только одно значение, что есть прямой и переносный смысл.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи ребенка позволяет ему получать объем наглядной информации в доступной для него форме. Он учится рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, т.е. происходит комплексное развитие его интеллекта.
авторизуйтесь