Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Формирование у детей лексически богатой, фонетически четкой и грамматически правильной речи, которая бы давала ребенку возможность полноценной коммуникации с окружающими – это одна из важнейших задач в обучении детей родному языку.
Чтобы личность ребенка формировалась правильно, нужно устранить все то, что мешает полноценному общению с окружающими людьми. Крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли говорить четко и без дефектов. Практика показывает, что чаще всего больше внимания уделяется коррекции звукопроизношения, а вот формирование слоговой структуры слова оказывается на втором плане. Часто именно это является причиной развития дислексий и дисграфий у детей.
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).
Как проявляется нарушение слоговой структуры
Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.
Проблема может проявляться в следующем:
- Нарушение количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
- Нарушение последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
- Искажение структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
- Уподобление слогов.
- Устойчивое повторение.
- Предшествующие звуки заменяются последующими.
- Смешение элементов слова.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.
Этапы формирования слоговой структуры слова
В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.
Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.
Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.
Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.
Этот этап проходит в следующем порядке:
- уточнение артикуляции сохранных звуков;
- проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
гласный + гласный (ау, уа, иа)
согласный + гласный (ба-ба-ба)
гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)
согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)
гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)
гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна) - проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.
Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):
- Двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза).
- Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова).
- Односложные слова (лук, кот).
- Двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан).
- Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенек, жираф, веник).
- Трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок).
- Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
- Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник).
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев).
- Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш).
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, свекла, гвозди).
- Четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение, комедия, метание, именины).
Упражнения по формированию слоговой структуры слова
В логопедической практике используются различные упражнения по развитию слоговой структуры, поэтому для примера приведем по одному для каждого из вышеперечисленных типов.
Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)
Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:
«Мама купает Женю».
«Папа играет с сыном».
«Тетя едет на дачу».
«Во дворе стоит снежная баба».
«Няня гуляет с ребенком».
Затем ребенок должен ответить на вопросы:
Педагог: Ребенок:
«Кто купает Женю?» Мама
«Кто играет с сыном?» Папа
«Кто стоит во дворе?» Баба
«Кто поехал на дачу?» Тетя
«Кто гуляет с детьми?» Няня
Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)
Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.
Примеры (начало слова):
Побе (да)
Пого (да)
Пома (да)
Примеры (конец слова):
Нава – Канава
Бина – Кабина
Юта – Каюта
Упражнение «Договори слово» (односложные слова из закрытого слога)
Педагог произносит начало слова, ребенок должен закончить его буков М, а затем назвать слово полностью.
Педагог: Ребенок:
Га Гам
До Дом
Ды Дым
То Том
Упражнение «Назови ласково» (двухсложные слова с закрытым слогом)
Педагог бросает мяч, называет предмет. Ребенок возвращает мяч и называет этот предмет ласково.
ИК:
Кот – котик
Ноль – нолик
Год – годик
ОК:
Лед – ледок
Ком – комок
Дым – дымок
ЁК:
Пень – пенёк
Конь – конёк
День – денёк
Упражнение «Конец слова за тобой» (двухсложные слова со стечением согласных в середине слова)
Логопед бросает мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок должен вернуть мяч и сказать второй слог, а затем все слово полностью.
КА: ВА:
Кад – кадка Тык – тыква
Гай – гайка Бук - буква
Ут – утка Ай – айва
НО:
Боль – больно
Давн – давно
Пят – пятно
Упражнение «Ответь на вопросы» (двухсложные слова из закрытых слогов)
Перед ребенком раскладываются картинки, уточняя при этом названия предметов, которые нарисованы на них. Логопед говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечай на них».
С окончанием ОЙ:
«Едят чем?» - ложкой, вилкой.
«Двор метут чем?» - метлой.
Шьют чем?» - иглой.
С окончанием ОМ:
«Рану бинтуют чем?» - бинтом.
«Хлеб намазывают чем?» - маслом.
Упражнение «Назови детенышей» (трехсложные слова с закрытым слогом)
Перед ребенком раскладываются картинки с изображением детенышей животных. Затем, показывая изображение взрослого животного, произносится начало предложения. Ребенок должен закончить предложение словом, которое подходит по смыслу, а также подобрать соответствующую картинку.
Примеры:
У гусыни – гусенок
У ежа – ежонок
У коровы – теленок
Упражнение «Какое слово получилось? (трехсложные слова со стечением согласных в середине слова)
Ребенок бросает мяч педагогу и называет слог. Педагог, возвращая мяч, заканчивает слово. Задача ребенка – сказать слово полностью.
ПО – Ходка (походка)
ПО – Видло (повидло)
ПО – Чинка (починка)
Упражнение «Подскажи словечко» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом)
Ребенку предлагает отгадать загадку, в которых отгадка рифмуется с каким-нибудь словом из загадки.
«Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Это доктор….. (Айболит)»
Упражнение «Слова с точкой» (трехсложные слова с двумя стечениями согласных)
Педагог бросает мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово (окончание – «точка»).
Примеры:
Кос – косточка
Горс – горсточка
Кис – кисточка
Коф – кофточка
Упражнение «Добавь первый звук» (односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова)
Ребенок бросает мяч педагогу и называет первый звук. Логопед возвращает мяч и произносит окончание слова. Ребенок должен назвать слово целиком.
Ребенок: Педагог: Ребенок:
К Лей Клей
Вас Квас
Лоп Клоп
Упражнение «Добавь слог КА» (двухсложные слова с двумя стечениями согласных)
Логопед бросает мяч ребенку и произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово слогом КА, затем называя слово целиком.
Птич – ка – птичка
Клюш – ка – клюшка
Круж – ка – кружка
Трой – ка – тройка
Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова)
Ребенок бросает мяч логопеду и произносит первый слог. Логопед возвращает мяч и говорить окончание слова. Задача ребенка – сказать слово целиком.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
ПРИ Мерка Примерка
Ческа Прическа
Щепка Прищепка
Упражнение «Добавь слог» (четырехсложные слов из открытых слогов)
Логопед бросает мяч ребенку и произносит начало слово. Ребенок возвращает мяч и заканчивает его заданным слогом. Затем он должен назвать слово целиком.
НА:
Паути – на – паутина
Куряти – на – курятина
Говяди – на – говядина
ЩЕ:
Тулови – ще – туловище
Учили – ще – училище
Чудови – ще – чудовище
Все эти упражнения по формированию слоговой структуры можно проводить самостоятельно с ребенком в домашних условиях. Нужно использовать различные дополнительные средства: картинки, мячик и т.д.
авторизуйтесь