Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.
Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.
Периоды формирования грамматического строя речи
А.Н. Гвоздев, автор фундаментального труда «Формирование грамматического строя языка русского ребенка», отметил основные периоды этого формирования:
Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).
Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).
Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:
Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.
Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.
Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.
Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.
Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.
Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:
3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.
4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.
5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.
Какие факторы влияют на развитие грамматического строя речи у дошкольников
Специалисты выделяют социальные и генетические факторы, которые влияют на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
Социальные факторы
Комплексное развитие детей зависит от тех условий, в которых они воспитываются. Если семья полная, родители четко понимают важность своего участия в формировании речевых навыков малыша, то у ребенка нет недостатка в общении, т.е. у него есть постоянная речевая практика. Если же ребенок воспитывается в неполной семье, то вполне естественно, что у него будет нехватка коммуникации.
Другой важный момент – это количество детей в семье. Если ребенок растет с братьями и сестрами, то совместные сюжетно-ролевые и подвижные игры благоприятно воздействуют на развитие речи.
Важным моментом в развитии речевых навыков детей является уровень образования родителей и их материальная обеспеченность. Здесь все просто – если родители сами используют грамматически правильно построенные предложения, у них богатый словарный запас, то и речь детей будет формироваться правильно.
Генетические факторы
Хорошая наследственность действительно играет большую роль не только в развитии речи ребенка, но и его становлении как личности. Если родители хорошо учились в школе, у них есть высшее образование, то их дети быстрее освоят основные грамматические принципы речи.
Формирование грамматического строят речи младших школьников
В первые годы обучения ребенка в школе крайне важно обращать внимание на правильность формирования грамматического строя речи. Объясняется это тем, что его нарушение в условиях процесса обучения в школе чревато возникновением дисграфии – нарушения письма.
Основная роль в развитии речи у учителя начальных классов. Но помимо этого, важную функцию выполняют и родители ребенка, которые также должны следить за его речью, правильностью грамматического и фонетического оформления.
Формирование и развитие грамматического строя речи школьников имеет свою специфику, которая заключается в организации системы упражнений по устранению проблем в речевом развитии ребенка:
Умение анализировать речевой материал.
Синтезировать языковые единицы в соответствии с нормами русского языка.
Обобщать полученные сведения с учетом существенных и несущественных признаков.
Используемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей данной возрастной группы.
Практические задания по словообразованию и словоизменению способствуют формированию грамматического строя речи, а также устранению уже имеющихся речевых дефектов. Они предусматривают накопление и уточнение активного и пассивного словаря, совершенствование имеющихся речевых навыков и развитие связной речи.
Вот несколько упражнений для коррекционной работы:
Называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (например, выбрать продукты, которые нужны для приготовления салата, назвать предметы, для которых подходит характеристика «деревянные» и т.д.).
Постановка вопросов для уточнения действий и предметов, которые ребенок видит вокруг (Что делает мама?). Сначала вопросы предполагают ответ, который нужно выбрать из двух вариантов (Пирожное сладкое или соленое? В бане жарко или холодно?), а затем вопросы требуют от ребенка самостоятельных ответов.
Соотношение предметов и действия (пароход – плывет, машина – едет, лает – собака и т.д.).
Дополнение предложений словом, которое подходит по смыслу (Папа взял топор. Он будет рубить дрова (чем?) – топором).
Найти ошибку в предложении и исправить ее (Ночью на улицах всегда зажигаются фонарь – вместо фонари).
Пересказ текста и ответы на вопросы по нему.
Формирование грамматического строя речи младших школьников лучше всего проводить с помощью упражнений в игровой форме, чтобы ребенок не потерял к ним интерес. При этом, при выполнении каждого задания, ребенку должна даваться четкая инструкция.
Методика развития и формирования морфологических навыков
В младших группах основное место занимает работа над развитием понимания грамматических норм и использования их в речи. Дети учатся правильно изменять часто употребляемые слова в которых они допускают морфологические ошибки.
Основная задача – обучить изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в числе и роде, использованию глаголов и предлогов. Как правило, обучение этим навыкам происходит с помощью дидактических игр.
Занятия в младших группах в большинстве случае проводятся с использованием игрушек. Они дают понимание положения (стоит, лежит), места (за столом, на столе), действия (прыгает, играет). Именно это понимание побуждает ребенка изменять слова соответствующим образом, усваивая тем самым морфологические элементы языка.
В средней группе содержание обучения становится более сложным.
Продолжается обучение следующим навыкам:
Использование форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных.
Согласование существительных и прилагательных в роде, падеже и числе.
Использование разных форм глаголов.
Умение правильно спрягать глаголы по числам и лицам.
Осознанное употребление предлогов с пространственным значением.
Содержание дидактических игр также усложняется – теперь дается не одна, а сразу несколько ситуаций.
Методика развития и формирования синтаксических навыков
Основная задача – формирование навыков построения различных типов предложений, а также умение объединять их в единое высказывание.
На первом этапе дети учатся отвечать на вопросы взрослого односложно:
Что делает папа? (Читает).
Что делает кошка? (Мяукает).
Что делает собака? (Лает).
Далее дети приучаются давать полные ответы на задаваемые вопросы. Можно использовать различные материалы и альбомы (к примеру, О.И. Соловьевой):
Что делают ребята? – Ребята слушают радио.
Что девочка делает? – Девочка рисует.
Развитию навыка правильно строить предложения помогают задания по типу «закончи предложение»:
Почтальон разносит что? (газеты, письма).
Учитель учит кого? (учеников).
Врач лечит кого? (больных).
Методика развития и формирования словообразования
Простое повторение и запоминание слов при словообразовании мало продуктивно, т.к. дети должны знать его механизм и пользоваться им на практике. Важно обратить внимание ребенка на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница), либо приставок (бежал – забежал – выбежал – перебежал).
В младшем дошкольном возрасте происходит усвоение методов словообразования существительных с помощью суффиксов, которые обозначают посуду, детенышей животных.
Такие игры, как «Кто у кого?» и «Кого не стало?» учат употреблять названия животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа и родительном падеже единственного и множественного числа, соответственно.
Какие бывают задания и игры
Работа с дошкольниками и учащимися младших классов проводится с помощью специальных упражнений и дидактических игр. Их сложность зависит от возраста (младшая, средняя, старшая группа детского сада, младшие классы школы). Для примера приведем распространенные игры и занятия на развитие грамматического строя речи.
Задание «Дайте ласковые имена»
Вася — Васечка
Даша — Дашенька
Зина — Зиночка
Ира — Ирочка и т.д.
Задание «Покажи на кукле и на себе и назови»
Ребенок держит куклу в руках, и воспитатель просит его показать (и назвать) на кукле, а потом на себе — нос, лоб, ручку, ножку и т.д.
Задание «Один — много»
Помидор — помидоры
Огурец — огурцы
Мандарин — мандарины
Баклажан — баклажаны
Кабачок — кабачки
Задание «Считаем овощи до трех»
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец, два огурца, три огурца
Один мандарин, два мандарина, три мандарина
Один баклажан, два баклажана, три баклажана и т.д.
Задание «Подбери как можно больше определений к каждому предмету»
Лимон (какой?) — кислый, желтый, сочный;
Вишня (какая?) — сладкая, красная, маленькая;
Апельсин (какой?) — сочный, оранжевый, сладкий;
Грушка (какая?) — зеленая, сладкая;
Яблоко (какое?) — ..
Мандарин (какой?) — ..
Задание «Правильно назвать маленькие предметы»
Булка — булочка
Стол — столик
Салфетка — салфеточка
Диван — диванчик
Нож — ножик
Стул — стульчик
Задание «Как называется сок? Как называется варенье?»
Сок:
Из апельсинов — апельсиновый
Из вишен — вишневый
Из груши — грушевый
Из яблок — яблочный
Варенье:
Из лимона — лимонное
Из абрикосов — абрикосовое
Из слив — сливовое
Из земляники — земляничное
Задание «Дополнить предложения, изменив слово в скобках»
На дорогах ездит много (машина)
В корзине лежит один (огурец)
В лесу растет много (дерево)
Коля собрал столько же (ягода) сколько и Маша
Задание «Доскажи слово»
Мальчик из школы (выходит)
Девочка на скакалках (прыгает)
Машина по дороге (едет)
Старушка через улицу (переходит)
Следующее задание используется для согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Кроме того, дети учатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дети слушают предложения и отвечают на вопросы:
Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)
На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)
Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.)
Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)
Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.)
Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ковер.) Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?
Нужно назвать ласково:
Апельсин — апельсинчик
Тыква — тыквочка
Лук — лучок
Чеснок — чесночок
Игра на словообразование -«Назови профессию человека»
Машину водит — водитель.
Часы чинит — часовщик.
Песни поет — певец.
Сапоги шьет — сапожник.
Дома строит — строитель.
Это лишь малая часть используемых упражнений и игр. Зная особенности речевого развития детей в зависимости от их возрастного периода, педагог может четко и конкретно определить задачи, над которыми необходимо работать при формировании грамматического строя речи.
Игра не только обучает и развивает, но и позволяет ребенку разобраться со многими психологическими и житейскими ситуациями. А правильно подобранные игры и игровые техники дают детям большой толчок в развитии и шанс на запуск или исправление дефекта речи.
А, если вы не знаете, как применить современные игровые технологии для развития запуска речи или как подобрать эффективные игры, чтобы получить высокий результат от коррекционно-логопедических и развивающих занятий с детьми? Как создавать мультимедийные презентации Power Point своими руками и адаптировать игру под потребности конкретного ребенка и детей разного возраста в целом? Тогда предлагаем вам поучаствовать в специальном интенсиве-практикуме по логопедическим играм «100+ новых логопедических игр для запуска и коррекции речи ребенка».
Вы узнаете, как и во что играть c неговорящим ребенком с применением альтернативных и дополнительных средств коммуникации, а также, как применять многофункциональные логопедические игры на практике и многое другое. Интенсив будет полезен как практикующим коррекционным педагогам, так и родителям, а каждый участник получит именной сертификат на 44 ак. часа. Подробнее.
авторизуйтесь