Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Успешная социализация детей невозможна без правильной и чистой речи. Часто возникают проблемы с произношением, которые можно исправить только с помощью логопеда.
Одним из трудных звуков позднего онтогенеза, который начинает произносить ребенок, является [Л]. Коррекционной работой следует заниматься сразу же, как только замечено искажение в речи ребенка. Постановка звука Л проводится с помощью определенных логопедических упражнений, которые мы и рассмотрим в этой статье.
Артикуляция звука [Л]
Постановка звука [Л] начинается с артикуляции, т.е. должно быть выработано правильное положение органов артикуляционного аппарата.
Артикуляция произношения:
- При произношении звука [Л] губы принимают положение следующего гласного звука;
- Зубы не соприкасаются. Расстояние между нижними и верхними резцами – 2-4 мм.;
- Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних зубов (также он может упираться в десны над ними);
- Между коренными зубами и боковыми краями языка остается щель для прохода струи воздуха.
- Корневая часть языка приподнята и оттягивается назад. Посередине образуется ложкообразная вдавленность;
- Голосовые связки сомкнуты, дрожат.
Что такое ламбдацизм
Если ребенок неправильно произносит твердый или мягкий звук [Л`], то в логопедии для таких случаев предусмотрен термин – ламбдацизм.
Ламбдацизм представляет собой неправильное произношение звука [Л] и [Ль]. При этом речь идет не только об искаженном звучании, но и о самом пропуске фонемы.
Ламбдацизм бывает нескольких видов:
- Отсутствие звуков [л] и [л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао»;
- Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами. Является дефектом только в том случае, если звук звучит искаженно. Если при межзубном произношении [л] – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции;
- Носовое [л] в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышится два нечетких звука: [нг]. Речь ребёнка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго»;
- Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, или звук [w], свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;
- Губно-зубное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости;
- Встречается боковое одностороннее произнесение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка;
- Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук [л] произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.
Параламбдацизмы
Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным [ы], фрикативным [г] (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким [л], [j]. Кроме того, звук [л] заменяется звуками [у], [в], [д], [н], [з], [р], [л¢].
Замена звука [л] звуком [ы]. При этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребёнок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо».
Замена звука [л] звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Речь ребёнка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго».
Замена звука [л] звуком [j]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребёнок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но всё мышке быё мае».
Замена звука [л] звуком [у]. При нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук [л], потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке [у], он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребёнку протянуть звук [л], будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами ребёнка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легче убедиться в том, что он совсем не может произнести звук [л]. При этой замене речь ребёнка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но всё мышке быуо мауо».
Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь.
Замена звука [л] звуком [в]. При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука [л]. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но всё мышке быво маво»
У некоторых детей с дизартрией его получается поставить и автоматизировать только к шести годам. И, чтобы предотвратить столь позднее правильное формирование звука [л] и [ль] предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по теме: «Дизартрия: диагностика и применение инновационных методик коррекции».
Вы научитесь использовать специальный комплекс логопедических упражнений и грамотно выстраивать этапы коррекционной работы, а также узнаете алгоритм обследования звукопроизношения и других компонентов сенсомоторного уровня при стертой дизартрии. Подробнее.
Каковы причины неправильного произношения звука [Л]
Неправильное произношение звука [л] у детей может быть следствием следующих причин:
- Ребенок мал для правильного произношения [л], поэтому он пропускает эту фонему (лес – ес). Для 2-3 лет неправильное произношение звука Л считается нормой;
- Нарушение мышечного тонуса языка;
- Анатомически короткая подъязычная связка;
- Нарушения фонематического слуха.
Артикуляционная гимнастика для постановки [Л]
Постановка звука [л] проходит поэтапно. Перед основным комплексом занятий проводится артикуляционная гимнастика, которая улучшает работу органов артикуляционного аппарата.
Используются следующие упражнения (проводятся каждый день по 2 раза – продолжительность ≈ 5 секунд):
- «Гамак». Кончик языка упирается в передние резцы верхнего ряда зубов. Язык нужно прогнуть таким образом, чтобы по форме он напоминал гамак. Считаем до 5 секунд и расслабляем его;
- «Вкуснятина». Язык широкий, нужно облизывать им верхнюю губу вверх-вниз. Важно, чтобы нижняя челюсть и губа оставались неподвижными;
- «Лошадка». Язык широкий, нужно щелкать им нёбу возле верхних резцов. Рот приоткрыт, а нижняя челюсть остается при этом неподвижной;
- «Индюк». Язык нужно сделать широким, нужно повторять те же движения, что и в упражнении «Вкуснятина», но быстрее. При этом нужно говорить «бл-бл-бл-бл»;
- «Грибок». Язык прижимается к нёбу достаточно сильно, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Каких-либо других движений делать не нужно;
- «Качели». Нужно широко улыбнуться, открыв при этом рот. Кончик языка по очереди упирается то в верхние, то в нижние зубы.
Продолжительность подобных тренировок – не менее 2 недель (при необходимости можно продлить до 1 месяца). Это важный подготовительный этап, который предшествует логопедическим упражнениям, которые назначил специалист.
Постановка звука Л
Если ребенок пока вообще никак не произносит звук [л], то поставить его можно будет намного проще, чем исправление уже неправильного произношения этого звука.
Постановка твердого [л] возможна по подражанию. Особенность данного метода в том, что взрослый (родитель или логопед) сам показывает правильное расположение артикуляционных органов при произношении [л]. Делать это нужно перед большим зеркалом – взрослый садится перед ним вместе с ребенком, после чего он наглядно показывает, какое положение занимают губы, язык и другие органы артикуляционного аппарата при произношении [л].
Этот способ самый простой для обучающего, но, к сожалению, не самый простой для ребёнка, т.к. получить звук [л] таким образом получается не часто, но попробовать стоит.
Основная трудность в постановке звука [л] по подражанию заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки.
Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Чаще используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.
Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы:
- Постановка от межзубного звука. Этот способ наиболее удобен и универсален и подходит даже для тех детей, у которых выраженные проблемы с подъемом языка вверх. Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает кончик языка между зубами и чуть прикусывает его. При этом должен получиться звук [л]. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ…). Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл), можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы;
- Ребенок тянет гласный «а-а-а». Предлагается одновременно с этим кончиком языка стучать о внутреннюю поверхность верхних резцов. Автоматизация начинается с обратных слогов (именно со слога ал).
Такие способы постановки оказываются весьма эффективными, но только в том случае, если ребенок не слишком маленький и он может правильно повторять за взрослым.
Если у вас возникает вопрос, как распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения. То приглашаем вас принять участие в практическом интенсиве «Секреты коррекции звукопроизношения».
Вы научитесь правильно вызывать звуки раннего онтогенеза у неговорящих детей и освоите постановку звуков с помощью логопедических зондов.
Вы получите 5 видеолекций от 4 топовых экспертов: Ткаченко Т.А., Белик А.Э., Маюрова Г.М. и Пузикова О.Ю.
Другие способы постановки звука [Л]
1. Постановка [л] механическим способом. Механический способ постановки – это распространенный метод, используемый в логопедической практике;
Используя в качестве базового звука мягкий [ль] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].
2. При замене звука [л] на [л'] рекомендуется постановка [л] от [ы], т.к. в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней;
В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь – двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. Предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка.
3. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать;
Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.
4. При замене [л] на [у] прежде всего нужно довести до ребенка, что губы не должны двигаться;
Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед!» Ребенок легко выполняет знакомое ему движение. «А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».
5. При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы;
Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь, то опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.
6. При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов;
Ребенку показывают в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».
7. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ;
Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.
8. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка.
Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.
В процессе работы логопед может использовать логопедические зонды или другие подручные материалы (зондозаменители), подходящие для этих целей. Но важно следить за стерильностью этих предметов.
Автоматизация звука [Л]
Постановка звука проводится поэтапно, т.е. сначала малыш должен научиться произносить [л] изолированно. Для этого важно предварительное проведение артикуляционной гимнастики, которая приучит ребенка, как ему следует правильно использовать язык, губы и другие органы артикуляционного аппарата.
Когда произношение изолированного звука [л] сформировано, нужно переходить к его закреплению. Для этого проводится автоматизация, целью которой является научить ребенка правильно и не задумываясь произносить [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Все занятия лучше проводить в игровой форме, чтобы у ребенка сохранялся интерес к ним.
Автоматизация Л в прямых слогах:
ЛА – ЛА – ЛА – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛО – ЛО – ЛО – ЛО
ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ
В обратных словах:
АЛ – АЛ – АЛ – АЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ
ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ
УЛ – УЛ – УЛ – УЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ
В интервокальных слогах:
АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ
УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ
ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ
ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – УЛУ
Со стечением согласных:
КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ
СЛУ – СЛА – СЛЫ – СЛО
ФЛО – ФЛУ – ФЛА – ФЛЫ
ХЛЫ – ХЛА – ХЛО – ХЛЫ
ПЛЫ – ПЛУ – ПЛО – ПЛА
Далее фонема закрепляется в словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях и т.д. Слова и предложения следует проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук. При необходимости можно повторять по несколько раз.
Важна комплексная работа логопеда и родителей, которые также должны участвовать в процессе: проводить артикуляционную гимнастику с ребенком, выполнять упражнения дома, которые порекомендует специалист.
авторизуйтесь