Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Логоневроз может возникнуть в любом возрасте, но, как правило, проявляется в период с 2 до 5 лет, когда активно формируется речь. Причём, заикание у мальчиков бывает чаще, чем у девочек. Усугубиться заикание может в подростковом возрасте. Заикание проявляться постепенно или в определенных ситуациях. Если заикание появляется в детстве, то оно сильно влияет на социальную адаптацию.
Это один из наиболее тяжелых дефектов речи, который трудно устранить, при этом заикание травмирует психику детей, мешает полноценному общению и правильному ходу воспитания.
Для заикания характерно нарушение плавности речи, когда запинки, растяжение и повторение звуков сопровождается мышечным напряжением – судорогами органов артикуляции, голоса и дыхания. Соответственно, ребенку трудно произнести то, что он хочет, а слушающий испытывает напряжение, слушая такую речь.
Особенности заикания у детей
Заикание чаще всего диагностируется у детей в раннем возрасте – в 2-5 лет. В этот период развивается речевой аппарат и речь, поэтому любая нагрузка на психику ребенка может повлиять на плавность речи. Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга.
В период становления фразовой речи запинки отмечаются у большинства детей. Помимо этого, для этого возраста характерно растягивание и повторение отдельных звуков, слогов и слов. Это все считается проявлением нормы, т.к. является нормальным процессом становления ритмичной речи. При таких запинках нет судорог артикуляционного аппарата, и они сами имеют эмоциональную природу. Обусловлено это тем, что в возрасте 2-5 лет речевые возможности еще не успевают за мыслями ребенка, поэтому при произношении он может «захлебываться». При этом есть важное отличие: ребенок с физиологическими итерациями при просьбе сказать лучше может улучшить свое произношение, а ребенок с заиканием, наоборот, его ухудшит.
Если же данные речевые дефекты не проходят, то это уже является поводом для обращения к специалисту. Как правило, занятия с логопедом можно начинать уже с 3-х лет.
Необходимость своевременного логопедического воздействия обусловлена тем, что на фоне заикания возникают психологические проблемы, ведь ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, что он чем-то хуже других, в результате чего он всячески старается избежать общения. Страдает социальная адаптация, при этом если не проводить коррекцию, то проблема только усугубится со временем.
Причины возникновения заикания
Причины заикания можно разделить на 2 группы – внешние и внутренние.
Внутренние причины:
- Наследственная предрасположенность. Если у одного или обоих родителей есть заикание (либо даже быстрый темп речи), то весьма вероятно, что и у ребенка появятся аналогичные проблемы.
- Патологические процессы во время беременности и родовой деятельности. Неблагоприятные факторы могут оказать влияние на мозговые структуры плода, которые отвечают за двигательную и речевую функцию.
- Нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, которые привели к органическим поражениям мозга.
- Болезни органов речи.
Внешние причины:
- Сильный испуг, стресс, повышенная речевая нагрузка, которые снижают устойчивость нервной системы.
- Особенности воспитания. К примеру, повышенные запросы к ребенку, желание сделать из него «гения» приводят к тому, что на ребенка ложится повышенная нагрузка (его заставляют заучивать сложные стихи, слова и т.д.), что провоцирует нарушения речевого развития.
- Подражание заикающемуся родителю или другому ребенку.
Чтобы не допустить развитие заикания, важно знать, какие именно действия нужно предпринимать для этого. Профилактика крайне важна, ведь намного проще предотвратить это состояние, чем проводить коррекцию.
Профилактика заикания у детей дошкольного возраста
Чтобы уберечь детей от заикания, нужно соответствующая профилактика, которая требует от взрослых соблюдения определенных правил.
С самого раннего возраста в развитии речевой функции у ребенка большую роль играет активное подражание речи родителей и других взрослых. Помимо положительной стороны, подражание имеет и свою негативную сторону.
В первую очередь, речь окружающих людей должна быть правильной, неторопливой и отчетливой. В таком случае подражание сыграет свою положительную роль, ведь у детей будет формироваться такая же правильная речь.
Вот несколько основных рекомендаций, который помогут избежать появления заикания:
- Не допускать ускоренной речи. Излишне торопливая речь малыша говорит о его сильной возбудимости, что может привести к развитию нарушения.
- В виду того, что подражание может стать следствием развития заикания, то нужно оградить ребенка от общения с заикающимися сверстниками и взрослыми. В противном случае, он начнет подражать им, повторяя одни и те же запинки.
- Нужно всяческим образом оберегать неокрепшую психику детей. Нужно исключить любые стрессы, психические травмы, сильные эмоциональные проявления (включая бурные всплески радости).
- На детей сильно влияет неблагоприятная обстановка внутри семьи. Именно поэтому, нужно исключить любые конфликты среди родителей, либо сделать так, чтобы ребенок не был их свидетелем.
- Исключить излишне строгие наказания ребенка, запугивание и ни в коем случае не применять к нему меры физического воздействия.
- Нельзя форсировать речевое развитие детей. Важно соизмерять нагрузки с возрастом ребенка. Помните о том, что в дошкольный период речевые возможности достаточно ограничены, поэтому не нужно перегружать слишком сложными словами, требовать от него заучивать длинные стихотворения и т.д.
- Отсутствие участия родителей в развитии малыша. Если в семье не принято читать ребенку, просить его пересказывать услышанное, поправлять его, когда он говорит неправильно (максимально корректно), то у таких детей наблюдается отсталость в речевом развитии.
- Не нужно эмоционально перегружать ребенка походами в кинотеатр, цирк и другие развлекательные учреждения. Объясняется это тем, что под впечатлением от увиденного, малыш начинает задавать вопросы, делиться эмоциями и все это, как правило, происходит в возбужденном состоянии, т.е. ребенок запинается, пытается быстро что-то сказать, глотает звуки и т.д. Появившиеся запинки в речи могут закрепиться и перейти в постоянные.
Среди общих рекомендаций профилактики заикания можно отметить нормализацию распорядка дня. В возрасте от 3 до 7 лет сон должен составлять не менее 10 часов в сутки. Следует избегать излишне шумных компаний. Часто причиной этого нарушения становится сильный испуг, поэтому нужно определить его источник. Необходимо либо устранить причину страха, либо продемонстрировать малышу, что в том, что он считает пугающим, ничего страшного нет. Никакие строгие выговоры, поучения и тем более насмешки не помогут, а, напротив, только усугубят ситуацию.
авторизуйтесь