Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Нейропсихолог – это специалист, который занимается диагностикой и коррекцией неразвитых или нарушенных функций психики. Результатом его работы является восстановление речи, нормализация особенностей мышления, восприятия, а также различных высших функций психики.
Детский нейропсихолог знает особенности развития детского мозга, владеет методом сенсомоторной коррекции. Он может правильно провести нейропсихологическую диагностику, определив проблемные зоны, требующие «подпитки».
Общие сведения о нейропсихологии
Нейропсихология представляет собой отрасль клинической психологии, в компетенцию которой относится выявление и коррекция психических процессов, которые связаны с особенностью функционирования мозга.
К основным задачам нейропсихологии относится изучение:
- этапов развития человеческого мозга;
- влияние травм и патологических процессов, происходящих в мозге, на психику;
- нейропсихологических особенностей, характерных для детей;
- роли головного мозга в психической деятельности, а также тех механизмов, которые влияют на осуществление разного рода психических процессов;
- способов коррекции разного рода нарушений психических процессов.
Нейропсихология изучает влияние состояния головного мозга на поведение и психические возможности. К примеру, если ребенок в школе постоянно бегает на переменах, а на уроках отвлекается от учебного процесса, то дело далеко не всегда в неправильном воспитании. Весьма вероятно, что ребенок просто не может вести себя по-другому из-за недоразвитых участков головного мозга.
Нейропсихолог – кто это и чем он занимается?
Особенности развития головного мозга у каждого человека сугубо индивидуальны. Большую роль играет то, как именно протекала беременность и родовая деятельность, как проходило раннее детство ребенка, были ли перенесены травмы или различные тяжелые инфекции в постнатальный период.
Нейропсихолог определяет слабые и сильные стороны мозга, чтобы привести их к единому уровню. Это специалист, который получил базовое образование психолога (как правило, это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».
С помощью определенного комплекса упражнений и методов коррекции, специалист «подтягивает» развитие мозга ребенка и помогает ему обрести память, внимание и усидчивость, характерные для его возрастной группы.
Нейропсихолог работает не только с детьми, но и со взрослыми, которым нужно помочь справиться с последствиями серьезных травм. К примеру, вернуть прежнюю мозговую активность после перенесенного инсульта.
Что входит в обязанности нейропсихолога?
У специалистов, получивших данное образование, есть ряд функций, которые они должны выполнять:
- Выявление ресурсных и дефицитарных сторон мозговой деятельности.
- Проведение диагностики для выявления степени нарушений ВПФ.
- Установка связи между выявленными повреждениями мозговых структур и имеющимися нарушениями психических процессов.
- Оценка степени тяжести нарушений восприятия (внимание, ориентация в пространстве, речевая функция, зрительные образы и т.д.).
- Использование определенных методик, целью которых является выявление особенностей мышления, восприятия, уровня координации движений пациента.
- Разработка индивидуальных программ нейрокоррекции.
- Контроль за качеством выполнения упражнений.
- Внесение необходимых корректировок в программу.
- Проведение консультаций.
Когда нужно обратиться к специалисту
При наличии следующих симптомов у ребенка, ему необходимы занятия с нейропсихологом:
- есть нарушения речи (в том числе, если не сформирована простая фразовая речь в 3 года);
- проблемы при письме и чтении (меняет слога местами, пропускает буквы при письме и т.д.);
- быстро забывает услышанную информацию;
- эмоциональная нестабильность ребенка, который плохо себя контролирует, устраивает истерики, может быть либо гиперактивным, либо пассивным;
- повышенная утомляемость;
- после 6 лет не может определить, где у него левая рука, а где правая;
- невнимательность, постоянное «витание в облаках»;
- проблемы с мотивацией, планированием собственной деятельности;
- неуклюжесть, плохо развития мелкая моторика;
- не с первого раза реагирует на обращение со стороны взрослых;
- не может делать или плохо выполняет домашние задания, если работает самостоятельно;
- испытывает трудности в следовании инструкции.
Особенно это актуально, если у ребенка есть проблемы развития (аутизм, задержка психического развития, СДВГ, минимальная мозговая дисфункция), а также в случае перенесенных травм головного мозга и тяжелых инфекционных заболеваний в раннем возрасте.
Как проходят занятия с детьми
Приемы и методики коррекционной работы различаются у разных специалистов. Как правило, более эффективным является комплексный подход, который подразумевает психомоторную (двигательную) и когнитивную (развивающую) часть.
В психомоторную часть входят дыхательные упражнения, а также занятия, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самоконтроля и т.д. Когнитивная часть включает в себя занятия, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, а также различные развивающие игры.
Чтобы эффективно развивать нуждающиеся в этом участки мозга, нейропсихолог должен иметь соответствующую классификацию и опыт. Чтобы эффект был достигнут как можно скорее, со специалистом нужно заниматься не реже 2-3 раз в неделю, при этом выполняя дома те упражнения, которые он посоветует.
авторизуйтесь