Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Звуки [Р] и [Л] дети достаточно часть смешивают, причем не только на слух, но и в произношении. Данный логопедический материал помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а также является основой грамотности письма.
Артикуляция звуков
Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [Р – Л] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.
[Р] – это согласный, звонкий, сонорный, твердый звук. Особенности артикуляции при произношении Р:
- Кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- По форме язык напоминает ложечку.
- Под напором выдыхаемой воздушной струи кончик языка дрожит.
- Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).
[Л] – это согласный, звонкий, сонорный, твердый звук.
Артикуляция следующая:
- Кончик языка упирается в верхние зубы, либо в бугорки за верхними зубами.
- Средняя часть спинки языка опущена (задняя часть спинки языка поднята), боковые края языка опущены.
- По форме язык напоминает седло.
- Выдыхаемая струя воздуха проходит по бокам языка.
- Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).
Артикуляция звука [Р’] очень схожа с артикуляцией [Р]. Отличие лишь в том, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и выдвинут вперед.
Артикуляция звуков [Л] и [Л’] также очень похожи. Отличия: корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и передняя часть более приподнята. Место смычки расширяется. Язык чуть продвигается вперёд. Если в детской речи есть один из них, то с постановкой другого особых проблем не возникнет.
Дифференциация звуков [Р] и [Л] в слогах
В прямых слогах:
РА – ЛА ЛА – РА РО – ЛО ЛО – РО
РУ – ЛУ ЛУ – РУ РЫ – ЛЫ ЛЫ – РЫ
РЯ – ЛЯ ЛЯ – РЯ РЁ – ЛЁ ЛЁ – РЁ
РЮ – ЛЮ ЛЮ – РЮ РИ – ЛИ ЛИ – РИ
РЕ – ЛЕ ЛЕ – РЕ
В обратных слогах:
АР – АЛ АЛ – АР ОР – ОЛ ОЛ – ОР
УР – УЛ УЛ – УР ЫР – ЫЛ ЫЛ – ЫР
ЯР – ЯЛ ЯЛ – ЯР ЕР – ЕЛ ЁЛ – ЁР
ЮР – ЮЛ ЮЛ – ЮР ИР – ИЛ ИЛ – ИР
Между гласными:
АЛА – АРА ОЛА – ОРА УЛА – УРА ЫЛА – ЫРА
АЛО – АРО ОЛО – ОРО УЛО – УРО ЫЛО – ЫРО
АЛУ – АРУ ОЛУ – ОРУ УЛУ – УРУ ЫЛУ – ЫРУ
АЛЫ – АРЫ ОЛЫ – ОРЫ УЛЫ – УРЫ ЫЛЫ – ЫРЫ
Со стечением согласных:
ГЛА – ГРА ФЛО – ФРО КЛА – КРА ХЛО – ХРО
ФЛА – ФРА ГЛУ – ХРУ ХЛА – ХРА КЛУ – ХРУ
ГЛО – ГРО ФЛУ – ФРУ КЛО – КРО ХЛУ – ХРУ
ГЛЫ – ХРЫ ФЛЫ – ФРЫ КЛЫ – КРЫ ХЛЫ – ХРЫ
Обратные слоги со стечением согласных:
АЛГ – АРГ ОЛФ – ОРФ АЛК – АРК ОЛХ – ОРХ
АЛФ – АРФ УЛГ – УРГ АЛХ – АРХ УЛК – УРК
ОЛГ – ОРГ УЛФ – УРФ ОЛК – ОРК ЫЛГ – ЫРГ
Постановка звуков в речи ребенка очень важна, особенно, если мы говорим про звук [Р], ведь он выстраивается одним из последних и проблемы картавости одна из самых частых у детей.
Если у вас возникает вопрос, как распределить этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, как поставить грамотно звук, что делать, чтобы звуки не смешивались, то приглашаем вас принять участие в практическом интенсиве «Секреты коррекции звукопроизношения».
Вы научитесь использовать специальный комплекс логопедических упражнений и грамотно выстраивать этапы коррекционной работы, а также узнаете алгоритм обследования звукопроизношения и других компонентов при постановке и коррекции звукопроизношения. Подробнее.
В словах
Слова нужно проговаривать четко, при необходимости повторяя по несколько раз. Повторять слова со звуками [Р - Л] в начале слова:
1. рак – лак; 2. ров – лов;
3. роза – лоза; 4. рама – лама;
5. рожки – ложки; 6. рад – лад;
7. рожь – ложь; 8. рука – Лука;
9. раз – лаз; 10. рот – лот;
11. рань – лань; 12. рампа – лампа.
В середине слова:
1. плут – прут; 2. село – серо;
3. булка – бурка; 4. тёлка – тёрка;
5. палаты – парады; 6. игла – игра;
7. пола – пора; 8. плошка – Прошка;
9. иглы – игры; 10. ветла – ветра;
11. мела – мера; 12. жалкий – жаркий;
13. колко – корка; 14. платок – проток;
15. колобок – коробок; 16. котелок – катерок;
17. колонна – корона.
В конце слова:
1. стал – стар; 2. сел – сер;
3. жал – жар; 4. пил – пир;
5. жил – жир; 6. мул – мур;
7. мил – мир; 8. вал – вар;
9. пал – пар.
Необходимо четко произносить следующие слова, в которых содержатся оба звука [Л] и [Р]:
1. Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель;
2. Лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарелка, кресло, зритель;
3. Рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, ныряли, играли, боролись, прыгали;
4. Смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю;
5. Лариса, вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, акварель, уронили, попросили, выручали;
6. Закрыли, леопард, лекарство, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, горлышко, крыло;
7. Генерал, карнавал, лучезарный, разбалтывать, разложить, русалка, коромысло, сорвал, скорлупа, Клара;
8. Зеркало, крокодил, журнал, проволока, рвал, разгладить, раздевалка, рулон, рыхлый, берлога;
9. Проглотить, аэроплан, рыболов, эскалатор, правило, радиола, раздел, русло, раскрыл, удрал;
10. Вырвал, кларнет, Лара, прогулка, прыгалки, развилка, расплавить, росла, рыбалка, разинул, пропал, круглый, расцвел.
В предложениях
Необходимо четко произносить следующие предложения:
Брат надел халат.
Мама и Мила пололи огород.
Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху.
Мыло серо, да моет бело.
Стебель рос и вырос в колос.
Заскрипело в ручке старое перо.
Сверкают на морозе у саней полозья.
Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса.
Снесла курочка яичко не простое, а золотое.
Испугали друг друга олень и лось.
Бегут врозь олень и лось.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Прилетели голуби, сели возле проруби.
Зайка летом серый, а зимой белый.
Оля давно не видела Полю и Варю.
У Марины малина.
Пекари напекли пирогов и калачей.
Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький.
Лиса бежит стрелою в лес, собаки – ей наперерез.
Нам с крылечка видна речка.
Я сварил варенье всем на удивленье.
У себя в саду Андрейка поливал цветы из лейки.
Под ухом пищал комар.
В скороговорках
Следующие скороговорки необходимо повторять 3 раза, постепенно ускоряя темп:
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов;
Лара у Вали играла на рояле;
Малина манила Марину и Милу;
На Ерёму напала дрёма, от дремы уснул Ерёма;
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель и матросы три недели карамель на мели ели;
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет;
Орёл на горе, перо на орле;
За деревней, за посёлком пела, пела перепёлка, перепел прилетел, перепелку перепел;
Ушёл Прокоп – кипел укроп, пришёл Прокоп – кипел укроп;
Проворонила ворона вороненка;
По бревну, по бревнышку проползла букашка;
Пролетела бабочка, порхала пташка.
В загадках
Нужно повторить и отгадать следующие загадки:
Не бык, а с рогами, не человек, а с бородой (ответ – козел).
Вспорхнул цветок и улетел. Цветок сорвать я не успел (ответ – бабочка).
Из куста появился, в карман покатился, на зубах очутился (ответ – орех).
Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки (ответ – стол).
Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте (ответ – часы).
В огороде нога стоит, на ноге голова висит. Куда повернёт солнце, туда голова с поклонцем (ответ – подсолнух).
Быстрый прыжок, тёплый пушок, красный глазок (ответ – заяц).
Пушистый цветок качнул ветерок. Ой! И шапка долой (ответ – одуванчик).
Слаще мёда, мягче пуха. Отдохни! - всё шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить (ответ – лень).
В заданиях и играх
Прослушав рассказ, ребенок должен ответить пересказать и ответить на ряд вопросов.
Стирка: «Вчера мама стирала. Дора помогала маме. Мама нагревала воду и стирала бельё. Дора развешивала мокрое бельё и снимала сухое. Потом мама гладила бельё, а Дора убирала бельё в шкаф».
Вопросы: Что делала мама? Кто помогал маме? Что делала Дора? Кто гладил белье? Кто убирал белье?
Помощница: «Вера помогала маме: она накрывала на стол. Вера несла тарелки. Она уронила одну тарелку. Тарелка упала на пол и разбилась. Вера собрала черепки разбитой тарелки и бросила в мусорное ведро».
Вопросы: Кому помогала Вера? Что она делала? Что Вера несла? Куда бросила Вера черепки разбитой тарелки?
Игра «Скажи наоборот»
Ребенок должен заменить звук [Л] на [Р]:
лом – …. (ром);
лозы - …. (розы);
лак - … (рак);
ложь - …. (рожь);
лад - …. (рад);
раз - …. (раз);
лама - …. (рама).
Необходимо отметить, что роль родителей в работе по дифференциации звуков велика. Родители помогают специалисту, выполняя задания, контролируя речь ребёнка дома.
У некоторых детей с дизартрией его получается поставить и автоматизировать только в подростковом возрасте, а то и позже. Чтобы предотвратить столь позднее правильное формирование звука [р] и [л] предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по теме: «Дизартрия: диагностика и применение инновационных методик коррекции».
Вы научитесь использовать специальный комплекс логопедических упражнений и грамотно выстраивать этапы коррекционной работы, а также узнаете алгоритм обследования звукопроизношения и других компонентов сенсомоторного уровня при стертой дизартрии. Подробнее.
Полезные материалы
Также мы подобрали полезные материалы, упражнения и игры по постановке и автоматизации звука [Р] и [Л], которые помогут вам на практике:
1. Игра на автоматизацию звука [Л’] «В телефоне»;
2. Игра «Четвёртый лишний» на звук [Л];
3. Игра на автоматизацию звука Л "Кто плывет на лодке";
4. Игра для автоматизации звука [Л] во фразе "Что Милы мылом мыла?";
5. Игра на автоматизацию звука [Л] "Белки и желуди";
6. 12 способов постановки звука [Р];
7. Постановка сонорных звуков: этапы, способы и упражнения;
8. Особенности постановки звуков при дизартрии;
|
31.56 КБ | |
|
22.5 КБ | |
|
34.36 КБ | |
|
21.96 КБ | |
|
2.92 МБ |
авторизуйтесь