Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Сохранно движение речевого аппарата и элементарные формы морфологических ощущений, но нарушена структура речевого акта как деятельности.
Афазии при поражении афферентных звеньев
1. Сенсорная афазия
Основной дефект: нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.
Симптомы: литеральная (голос - колос - холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи. Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого.
Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат": ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п.
Локализация: поражение левой височной области мозга.
2. Акустико-мнестическая афазия
Основной дефект: нарушение слухоречевой памяти ― невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.
Симптомы:
1. Суждение объекта воспроизведения.
2. Модально-неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере.
3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение.
Локализация: поражение средних отделов левой височной области.- Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями.
Пробы: снижение объема запоминания.
3. Оптико-мнестическая афазия
Основной дефект: трудности вспоминания называния предмета или объекта ― нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет. (чаще предмет, чем действие)
Симптомы: вербальные и литеральные парафазии.
- Локализация ― поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.
-Механизм ― уравнивание возбудимости следов, т.е. разные связи слова всплывают в памяти с одинаковой вероятностью.
Проба: картинки с предметами. Подсказка помогает. При демонстрации очков: стекла, глаза, брови, железки. В речи: объяснение функции, назначения, ситуации, в которой используется предмет, но без использования названия предмета.
4. Афферентная моторная афазия
Основной дефект: нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.
Симптомы:
- замена отдельных артикуляций, смешение звуков.
- Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)
- Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.
- Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.
- Нарушение чтения
- Нарушения написания фраз при зажатом языке.
Локализация: постцентральные отделы левого полушария мозга.
Механизм: выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы.
Проба: написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п.
5. Семантическая афазия
Основной дефект: распад понимания, нарушение понимания логико-грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.
Симптомы: нарушение понимания:
1. Предлогов ― "круг над крестом" и "крест на кругом" ― одно и то же.
2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)
3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)
4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов.)
5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")
6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)
7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун?)
8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.
9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен?)
Локализация: зона ТПО.
Проба: предъявление сложных предложений.
При нарушении эфферентных звеньев:
6. Эфферентная моторная афазия
Основной дефект: нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой.
Симптомы: больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей ― непроизвольная. Телеграфный стиль ― замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже.
Локализация: нижний отдел премоторной области.
Проба: посчитать 1, 2, 3, 4, 5, ― 1, 2, 3, 4, 5. Посчитать 2, 4, 6, 8, ― 2, 3, 4, 5.7.
7. Динамическая афазия
Основной дефект.
1. трудности извлечения отдельных слов, особенно ― глаголов.
2. Аграматизм ― нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной.
3. Эхолалии ― повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.- Локализация: задние отделы мозга ― нарушение синтагматич. Передние отделы мозга ― формы, связанные с образованием речевого потока.
Проба: метод заданных ассоциаций ― больного просят назвать все красное, что он знает. Он называет только предметы, которые видит в данный момент. Если просят назвать группу существительных, а затем глаголов, то больной называет только существительные.
авторизуйтесь