Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Моторная алалия – недоразвитие речи вследствие поражения корковых речевых зон, наступившее в возрасте до 3-х лет и проявляющееся преимущественно как расстройство языковых операций (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических).
Моторная алалия - очень специфическое речевое нарушение, затрагивающее всю речевую функциональную систему, приводящее к грубому недоразвитию речи. Оно отличается от других вариантов общего недоразвития речи (неосложнённого ОНР и ОНР, осложнённого дизартрией). Однако в ряде случаев, особенно когда ребёнок начал говорить, некоторые молодые специалисты начинают сомневаться в возможности постановки диагноза “моторная алалия” и заменяют его на “дизартрию”, что является в корне неверным. Данное речевое нарушение может проявляться на разных уровнях развития речи, и было бы ошибкой снимать данный диагноз при достижении ребёнком III и IV уровней речевого развития. Распознать моторную алалию можно, выявив специфическую симптоматику, указывающую на повреждение (недоразвитие) корковых речевых зон.
Речь у детей с моторной алалией начинает развиваться очень поздно: ближе к 4-5 годам. При этом динамика речевого развития крайне медленная. Речь изобилует специфическими ошибками, которые характерны именно для этого нарушения. При поздно начатой коррекционной работе или неправильно проведённом обучении высока вероятность инвалидности в старшем возрасте. Поэтому важной задачей является своевременная диагностика этого расстройства.
По каким признакам можно распознать моторную алалию? Ниже дано описание целого ряда симптомов, указывающих на возможное наличие этого нарушения. Не нужно забывать, что эти симптомы следует оценивать в комплексе, а не изолированно. Именно в этом случае будет воссоздана целостная картина нарушения, позволяющая установить правильный диагноз.
1. Позднее начало развития речи.
При алалии имеется выраженная задержка начала становления речи. Критическим периодом считается достижение ребёнком трёхлетнего возраста, когда полное отсутствие речи с большой долей вероятности может указывать на наличие алалии. Отсутствие речи до достижения данного возраста интерпретируется не как алалия, а как задержка речевого развития (ЗРР).
2. Наличие апраксии артикуляционного аппарата.
Апраксия – это нарушение произвольных движений и действий (то есть движений и действий по собственному желанию). При апраксии те же движения непроизвольно ребенок может выполнить. Апраксии являются механизмом, который непосредственно препятствует процессу артикулирования. Артикуляционные апраксии могут быть двух видов: кинетическая и кинестетическая.
Чаще всего встречается кинетическая апраксия. Она возникает при поражении или недоразвитии моторного центра речи (центра Брока), находящегося в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. В норме этот центр отвечает за построение последовательностей слогов в слове и звуков в слоге, обеспечивает плавность переключения от одной артикуляции к другой. При нарушении функционирования центра Брока ребёнок может произнести отдельные звуки, иногда слоги, но слить их в слово или произнести их в правильной последовательности не может.
При тяжелой кинетической апраксии речь полностью отсутствует, заменяется нечленораздельно произносимыми звуками. В менее тяжелых случаях ребёнок в состоянии произнести слова, состоящие их одного-двух прямых слогов (“да”, “не”, “мама”, “папа”, “дядя”), но не может развернуть более сложную слоговую структуру. В результате слова, сложные по своему слоговому составу, имеющие закрытые слоги, стечения согласных, большое количество слогов, произносятся со значительными искажениями. Чаще всего звуки и слоги пропускаются (яблоко – “я”, гулять – “гуя”, машина – “сина”). На более поздних этапах ребёнок начинает произносить многосложные слова, однако пропуски звуков в стечениях согласных, слогов по-прежнему имеют место. Слоги и звуки меняются местами (молоток – “мотолок”, ромашка-“морашка”, сорт – “сотр”, окно – “онко”). Количество таких ошибок несоизмеримо больше, чем при дизартрии. Преодолеваются эти затруднения очень тяжело: ребёнок многократно повторяет слово “сорт”, пытаясь воспроизвести артикуляции в нужном порядке (СО(1)Р(2)Т(3)), но у него все равно получается “сотр” (1-3-2). При дизартрии пропуски и перестановки (если они есть) в процессе коррекционной работы преодолеваются очень быстро.
Другой вариант апраксии – кинестетическая апраксия. Она возникает при поражении постцентральных отделов коры, находящихся в теменных отделах мозга. При кинестетической апраксии нарушено нахождение нужной артикуляционной позы. Например, ребёнок не может по просьбе поднять кончик языка наверх или опустить вниз из-за неспособности определить его текущее положение. При этом непроизвольно те же движения он выполняет. Механизм апраксии не связан с нарушениями мышечного тонуса, а является расстройством более высокого уровня организации двигательного акта.
При тяжёлой кинестетической апраксии речь отсутствует. По мере преодоления этих затруднений обнаруживаются многочисленные звуковые замены (забор – “танон”).
3. Фонематические нарушения
Фонематические нарушения при моторной алалии многочисленны и весьма специфичны. Наиболее явным признаком разлада фонематической системы является тот факт, что один и тот же звук может произноситься ребёнком правильно, а может иметь различные варианты замен и искажений. Например, ребёнок правильно произносит звук [л] в слове “лапа”, однако в слове “стол” произносит этот звук, сближая губы - [w], в слове “ложка” заменяет велярным (горловым) [р], а в слове “лук” - звуком [j]. Такие нарушения говорят о вовлечении в поражение коры головного мозга и редко встречаются при дизартрии, но могут также наблюдаться при других корковых нарушениях - задержке психического развития органического генеза и умственной отсталости.
4. Нарушения лексики
При моторной алалии пассивный словарь (понимаемые ребёнком слова) гораздо шире активного словаря (употребляемые слова). При этом на низких уровнях речевого развития одно и то же слово имеет много разных значений: так словом “тиня” – ребёнок может обозначать и машину, и велосипед, и мотоцикл. На более высоких уровнях развития речи также сохраняется большое количество словесных замен (вербальных парафазий): рубашка – “карман”, утюг – “чайник”, душ – “поливать”. Особенно ярко проявляют себя трудности припоминания слов. Эти трудности обнаруживаются на любом уровне речевого развития. Ребёнок, зная слово, никак не может его вспомнить. Например, лимон – “ну, это… он такой… жёлтый… в чай кладут… люблю”. Эти затруднения часто являются причиной замены искомого слова жестом, звукоподражанием или неологизмом: папа работает – “папа + жест, имитирующий забивание”, девочка поёт – “десика а-а-а”, крючки – “корёчки”. В некоторых случаях употребляются асемантичные (лишенные значения, бессмысленные) слова - “чонак” (забор). Обращает на себя внимание бедность глагольного словаря по сравнению со словарём существительных. Ввиду того, что глагол является центром предложения, нехватка глаголов в свою очередь сказывается на процессе овладения синтаксисом простого предложения.
Нарушения синтаксической структуры предложения.
По особенностям овладения синтаксической структурой предложения можно выделить две группы детей:
1. дети с выраженными нарушениями синтаксической и морфологической систем языка;
2. дети с преимущественными нарушениями морфологической системы и относительной сохранностью синтаксической структуры предложения.
Для первой группы характерно очень медленное овладение структурой простого предложения, выраженные искажения синтаксических конструкций. Грубые и стойкие синтаксические аграмматизмы приводят к тому, что речь ребенка длительное время останавливается на первых двух уровнях речевого развития.
Синтаксические аграмматизмы чаще всего проявляются в следующих особенностях:
а) отсутствии значимых элементов предложения – подлежащего, сказуемого, дополнения (Девочка бежит. – “Бежать”, Мама варит суп. – “Мама суп”).
б) перестановках слов (“Папа подаи асына асива” – Папа подарил красивую машину).
в) тенденции отнесения сказуемого и отрицания “не” в конец фразы (“Я мако любить нет” – Я не люблю молоко; “Я кУка тИни девА” – Я одеваю кукле ботинки.).
Дети второй группы с большей лёгкостью овладевают простым предложением, однако демонстрируют аграмматизмы при построении сложных конструкций: допускают перестановки слов, зачастую приводящие к искажению смысла предложения (“Девочка плачет, потому что собака утащила куклу злую” – вместо “злая собака утащила куклу”), неправильно используют синтаксические средства связи (Мама сказала, что (вместо чтобы) я не ходил сегодня гулять).
Нарушения морфологической системы языка.
Большое многообразие нарушений можно увидеть при исследовании состояния систем словообразования и словоизменения. На первом уровне и при переходе на второй уровень речевого развития дети часто используют лепетные, аморфные слова, в которых окончание либо отсутствует, либо соответствует начальной форме (“еду сина” – еду на машине), а также глаголы в неопределённой форме (“мама пать” – мама спит). Частые замены падежных окончаний характерны для второго и третьего уровней речевого развития. При этом заменам и смешениям подвергаются как варианты окончаний внутри одного падежа (например, окончания Тв.п. – “ем ложком” (ср. рублю топором)), так и окончания разных падежей, что редко бывает при нормальном ходе речевого развития (открываю клЮча – окончание Тв.п. заменяется окончанием Р.п.). Также достаточно часто используются ненормативные окончания (“поливаю водИМ” – поливаю водой). Имеют место нарушения акцентуации (постановки ударения), чередования (столы – “стОлы”, глаза – “глАзы”, львы – “лЕвы”, пни- “пЕни”, бежит – “бегит”). Предлоги могут отсутствовать, заменяться или употребляться в усечённой форме (“иду сади” – иду в садик, “на столом” – над столом, “а гоку” – на горку). Нарушено согласование в роде (“папа читала”- папа читал, “касны патье” – красное платье, “мой асина” – моя машина). Многие приставки и суффиксы не употребляются или употребляются неверно (“ходит” – выходит, “телёнки” - телята).
Все вышеперечисленные симптомы в комплексе составляют речевую симптоматику моторной алалии. Решение о постановке диагноза принимает логопед на основании выявленных нарушений, оценив речевой анамнез и обязательно учитывая при этом мнение невролога, психиатра.
авторизуйтесь