Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
В статье представлено описание личного взгляда и опыта на проблему горлового звука «Р». Даётся последовательность работы при коррекции искажённого звука.
Парадокс нашего времени заключается в том, что при повышенной информационности, внимания к речи, идёт увеличение количества детей с речевыми проблемами. И хочу обратить внимание не на сложные комплексные речевые проблемы, а на звукопроизношение, которым многие дети не овладевают даже к школе. К одному из самых сложных и распространённых нарушений звукопроизношения относится искажение звука «Р», когда вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого нёба (маленького язычка). То есть, наблюдается горловое звучание «Р».
Ещё десятилетия назад встречались дети, взрослые люди, у которых звук «Р» был «горловым». Кого-то это умиляло («француз», «француженка»), кому то это не нравилось. И, надо сказать, что при том, что сменилось одно тысячелетие на другое, современный мир в постоянном развитии (техника, электроника, интернет, информация..), коррекционное направление совершенствуется и расширяется, но отношение к искажённому звуку изменилось совершенно незначительно.
По сути, дело каждого человека самому определять, как для него лучше. Кто же определяет для ребёнка, оставлять искажённый звук или исправлять? И, как оказывается, это решение принимают родители. Не сомневаюсь, что родители желают своему ребёнку только благ. Просто, возможно, не понимают проблемы.
Как логопед, я часто сталкиваюсь с детьми, имеющими «горловое» звучание «Р», и, конечно, всегда обращаю внимание родителей на данную проблему. Но большая часть родителей не придаёт значения данной проблеме ребёнка, похоже, думая, что «звук есть», или, «всё наладится само по себе». Но только в редких случаях дефект устраняется без помощи специалиста. Надо понимать, что мы живём в России, что мы не французы, не немцы… В России же, по правилам орфоэпии, «горловой» звук «Р» считается неправильным. С искажённым или отсутствующим звуком, даже если это один звук, речь звучит смазано.
Повышенная информационность нашего времени предъявляет требование к качеству речи: содержательность, логика, грамотность, доступность для понимания, дикция.
Достаточно много профессий, связанных с речью: писатель, актёр, научный деятель, педагог, журналист, переводчик, диктор, психолог, логопед, менеджер, юрист, адвокат, политический деятель… Какой мечте закроет дверь неисправленный звук?
Любые нарушения исправлять надо в детстве, когда это относительно легко, доступно, когда это не приносит ребёнку дискомфорта в жизни.
Проводя коррекцию «горлового» звука «Р», заметила, что дети с таким нарушением подвержены более частым простудным заболеваниям, быстро устают выполнять артикуляционные упражнения (слабые мышцы челюсти), имеют вялый или напряжённый язык, слабо развито слуховое внимание. Т. о., если у ребёнка сформирован «горловой» звук «Р», то имеет место нарушение, как минимум, одного критерия, влияющего на правильное звукопроизношение и на речь в целом. Но практика показывает, что, чаще всего, коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционного аппарата и дыхания.
Самостоятельно речевые нарушения, если они уже возникли, чаще всего не исправляются и, лучше всего, доверить коррекцию специалисту. Как минимум, родителям желательно получить консультацию логопеда.
Коррекция горлового звука «Р» проходит несколько этапов.
1. Подготовительный этап, включающий в себя укрепление и развитие артикуляционного аппарата, в частности, проводится работа с языком.
Основные упражнения:
«Качели» (ритмично поднимать и опускать язык за зубы);
«Футбол» (ритмично толкать язык поочерёдно в левую и правую щёки);
«Лягушка – хохотушка» (широкая улыбка, расстояние между зубами, кончик языка упирается в нижние зубки);
«Лошадка» (щелкать языком в медленном темпе, удерживая подбородок без движения);
«Грибок» (на широкой улыбке присосать весь язык к нёбу и длительно удерживать положение);
«Гармошка» (удерживая положение «Грибок», медленно открывать и закрывать рот);
«Дятел» (установить конец языка за верхними зубами, зубы не трогать (место «бугорок»), стучать концом языка со звуком «д-д-д-д..»).
2. Важный этап – работа над дыханием, увеличением его объёма, целенаправленного выдоха на кончик языка.
Основные упражнения:
физическое упражнение «Рыбка» (лёжа на животе, вдох – прогнуться, поднять прямые руки и ноги (можно поднимать только руки), выдох на кончик языка через рот; при выполнении этого упражнения, воздух двигается «нос-живот-язык»).
«Катай игрушку на животе» (лёжа на спине, вдох через нос-надуть живот, выдох через рот на язык- сдуть живот);
«Парашютик» (на нос положить пушок; рот открыть, слегка улыбнуться, язык поднять к верхней губе; сделать вдох через нос и выдохнуть на конец языка; пушок должен полететь ровно в потолок);
«Катай карандаш» (машинку, самолётик…- дуть на предметы с кончика языка);
«Вдох-выдох через нос» (упражнение может выполняться с надутыми щеками, с поднятым, как «парус», языком, с языком между губами. Главное – дышать только через нос).
Упражнения с тренажёром «Ветерок»:
«Раскрути цветок» (дуть на конец поднятого языка за зубами толчком со звуком «т», «д», длительно «тс»;
«Самолётик» (язык поднять, дуть на конец языка длительно со звуком «дз»);
3. Постановка звука «Р». Используются приобретенные навыки, механическая помощь.
4. Автоматизация звука. Здесь могут так же возникать трудности и надо прилагать усилия для отвлечения от горлового звука «Р».
5. На протяжении всей постановки звука проводится работа по развитию слухового внимания, фонематического восприятия.
Успех коррекционной работы всегда связан с ответственностью и заинтересованностью в результате не только специалиста, но и родителей, в хорошем их взаимодействии. А цель всегда одна – благополучное будущее ребёнка, которое складывается по крупинкам.
Литература:
1. Афонькина Ю.А., Кочугова Н. А.: Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ. Издательство: АРКТИ, 2012 г.
2. Косинова Е.М. «Уроки логопеда», издательство: «ЭКСМО», 2011
3. М. А. Поваляева . Настольная книга логопеда . Полный справочник. М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010.
4. Ткаченко Т. А. «Логопедическая энциклопедия» Издательство: «Мир книги»,
2010.
Автор: Столярова Елена Владимировна
авторизуйтесь