Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Пример №1
Пример №2
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Пример №3
Подборка картинок с вопросами и заданиями для развития связной речи.
Это Таня и Ваня. Они брат и сестра.
Проснулись как-то Таня и Ваня, выглянули в окошко. Ах, какая красота!
На стёклах кто-то узоры нарисовал. А за окном… шуба белая весь свет одела.
Что же это? Правильно, на ветках лежит снег. Значит, пришла ...
(Поговорите с ребёнком о снеге, морозных узорах на стекле, о снегирях, о рябине, о деревьях, сбросивших листья.)
Таня и Ваня любят играть зимой на улице. А ты любишь? Скорей на улицу!
Таня и Ваня молодцы, они сами одеваются.
Ваня надел комбинезон, а что надевает Таня? (Шубу.)
Тебе нравится Танина шапочка? У кого шапочка лучше, у Тани или у Вани?
А какая шапочка у тебя? Что ты надеваешь, когда идёшь на улицу?
(Поговорите с ребёнком о зимней одежде, о её видах, цвете и т.д.)
Кто это мчится на санках со снежной горки? (Таня.)
Как ты думаешь, Тане нравиться кататься на санках?
А где Ваня? Видишь, как хорошо он идёт на лыжах.
Только палки потерял где-то. Зато вон как руками машет! Настоящий лыжник!
На чём ты больше любишь кататься — на лыжах или на санках?
(Поговорите с ребёнком о мальчике на снегокате, о вашем катании с горки и т.д.)
Ой, сколько снега на улице! Какие большие снежинки летят!
Вот Ваня. Он катит большой ком.
А что слепила Таня? Посмотри, что у снеговика вместо носа?
Как ты думаешь, какого снеговика будет лепить Ваня?
(Дождитесь полного ответа ребёнка.)
А что ты любишь лепить из снега?
(Нарисуйте на белом или голубом листе бумаги снежинки, снеговика, следы на снегу.)
Холодно зимой. Птичкам и зверюшкам трудно найти корм.
Но они не унывают — вон как весело летают и прыгают с ветки на ветку.
Да и мы им поможем — угостим чем — нибудь, правда?
Видишь, Таня принесла птичкам семечки, а Ваня — орешек для белочки.
Молодцы Таня и Ваня!
(Продолжите разговор: каких птичек знает ребёнок, какие ягодки висят у кормушки и т.д.)
Зимой бывает очень весёлый праздник. Ты знаешь, какой? Правильно, Новый год.
На Новый год наряжают ёлку блестящими игрушками, зажигают на ней разноцветные огоньки.
Ты любишь наряжать ёлку? Смотри, какая красивая ёлочка. А возле ёлки кто?
(Дождитесь развёрнутого ответа ребёнка.)
Видишь, какие дети нарядные! А пляшут как задорно!
Давай найдём среди них Таню и Ваню.
(Рассмотрите игрушки на ёлке, выясните, в кого нарядились ребятишки, вспомните или помечтайте о своём празднике.)
Спасибо тебе, зимушка — зима, за праздник!
А кто это пришёл к ребятам на праздник? (Поговорите о том, где живёт дед Мороз, какая у него борода, одежда, какой он добрый, как любит ребятишек.) Что у него в мешке?
Тебе нравится Снегурочка? Во что она одета? Какие подарки принесли Дед Мороз и Снегурочка Тане и Ване? А какой подарок тебе подарили на Новый год?
Пример №4
Подробно рассмотрите картинку, прочитайте к ней соответствующее предложение и попросите малыша ответить на вопросы. Обязательно следите, чтобы ответы давались в виде полных предложений. Если у ребенка возникнут трудности при выполнении задания, подскажите ему правильный ответ.
авторизуйтесь