Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Изучение феномена «природной грамотности» привело исследователей к выводу, что грамотность на самом деле не дается от природы, а возникает при правильном проговаривании слов, природная грамотность - не что иное, как автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам».
В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Из этого следует, что если учащимся постоянно предлагать тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание слов через моторику произношения.
Впервые этот метод подробно описал московский педагог Петр Семенович Тоцкий. Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что «необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения».
Очень рекомендую почитать об орфографическом чтении этот материал. Он посвящен методам преподавания русского языка в начальной школе, в частности, методам развития орфографической зоркости.
Работа по методу Тоцкого с подростками и взрослыми, тоже дает замечательные результаты.
Как можно работать с ребёнком или группой, применяя метод орфографического чтения.
Во-первых, орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, а лучше – специально подобранные.
Во-вторых, после орфографического прочтения, специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания. Порядок работы с этими текстами помогает в формировании орфографической зоркости учащихся. Они просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках.
А порядок такой:
А. Прочитать текст хором орфографически.
Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила.
В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам).
Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов).
Д. Проверить диктанты самостоятельно.
Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью!
Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.
З. Работа проверяется преподавателями.
В-третьих, отдельные слова, в которых дети сделали ошибки можно постоянно проговаривать хором и орфографически.
В-четвёртых, целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения, предлагать на следующий день для прочтения.
Метод замечательный, опробован давно, диссертации по нему написаны.
Почему же он не внедряется в школах повсеместно?
Причина проста. Практикующие педагоги, которые хоть раз пробовали заниматься с учениками таким образом, знают, что орфографическое чтение - занятие не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по слогам дыхание сбивается и дети начинают непроизвольно зевать. Это значит, что для подобных упражнений нужны небольшие тексты. Небольшие, но насыщенные трудными словами. Иначе какой смысл! А где взять такие тексты? Вот. То-то и оно. Подходящих очень мало. А специально тексты для орфографического чтения никто до сих пор не составлял. Или они не были изданы большим тиражом.
Источник: https://vk.cc/4VtQ3d
авторизуйтесь