Почему современные дети не умеют учиться, не умеют ждать и с трудом переносят скуку?
Содержание статьи
Работая психотерапевтом с детьми, родителями и педагогами, я все чаще сталкиваюсь с одной и той же проблемой: у детей снижается уровень социальной, эмоциональной и академической активности. Растет число школьников с трудностями в обучении, пониженной усидчивостью, проблемами саморегуляции.
Почему это происходит? Исследования и наблюдения показывают: современная среда, привычки семейного воспитания и массовое распространение гаджетов меняют структуру и работу детского мозга. Вместо развития гибкости, стрессоустойчивости и мотивации, мы, сами того не желая, формируем у детей обратные качества.
Немедленное удовлетворение всех желаний
«Я хочу пить!» — «Вот бутылка».
«Скучно!» — «Вот телефон».
Мы привыкли мгновенно удовлетворять все просьбы ребенка, чтобы он не расстраивался. Но мозгу необходимо тренироваться ждать, терпеть и справляться с фрустрацией. Именно умение откладывать желаемое (отложенное вознаграждение) — важнейший фактор успеха во взрослой жизни.
Когда ребенок не умеет ждать и не сталкивается с отказом, он становится неготовым к стрессу и не способен терпеть даже минимальные трудности.
Недостаток живого общения и социализации
Время, проведенное за гаджетами, вытесняет живое общение, игры на улице, семейные разговоры. Социальные навыки не развиваются в одиночестве или через экран — только в контакте с реальными людьми и сверстниками.
Рекомендация: Старайтесь проводить больше времени вместе, играйте, разговаривайте, ходите на прогулки. Настоящие эмоции и опыт нельзя заменить приложениями.
Культ бесконечного веселья
Родители стремятся развлечь детей при малейшем признаке скуки. В итоге ребенок не умеет заниматься монотонными, рутинными задачами, теряет терпение и мотивацию учиться.
В жизни, как и в учебе, без скуки и труда не бывает реальных достижений.
Избыток цифровых технологий
Гаджеты — это не просто развлечение, а стимуляция мозга сверх нормы. После ярких спецэффектов и мгновенного удовольствия уроки и простое общение кажутся скучными. Внимание, усидчивость, способность учиться падают.
Кроме того, постоянное пользование гаджетами снижает эмоциональную близость в семье, делает родителей менее доступными.
Дети становятся «главными» в семье
Часто родители боятся отказать или ограничить ребенка:
«Не любит овощи — не ест», «Не хочет ложиться спать — не ложится», «Хочет только играть на планшете — пожалуйста».
Последствия:
- Нет чувства ответственности и дисциплины
- Формируется установка: «Я могу делать только то, что хочу»
- Отсутствует навык следовать правилам и преодолевать трудности
Как изменить ситуацию: советы психотерапевта
- Учите ребенка ждать: не все желания должны исполняться мгновенно.
- Проводите больше времени вместе: общайтесь, играйте, обсуждайте, ходите гулять.
- Давайте ребенку участвовать в домашних делах: пусть помогает по дому, заботится о себе.
- Ограничьте время с гаджетами: введите «дигитальные паузы».
- Устанавливайте правила и четкие границы: ребенок должен знать, что есть «надо».
- Хвалите за усилия, не только за результат: развивайте внутреннюю мотивацию.
- Будьте примером: показывайте своим поведением, как справляться с трудностями.
Автор: Виктория Прудэй

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!