Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году.
Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать опредёленный знак.
В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908 г.), цифровой (Аматуни, 1969 г.) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.
Диапазон применения
Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, в школьной и профессиональной психодиагностике.
Оборудование
1–2 бланка корректурной пробы, карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.
Цель эксперимента
Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.
Процедура эксперимента
Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор даёт испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычёркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть.
Кроме того, когда я скажу «Черта!» – поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?».
Экспериментатор включает секундомер и даёт испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!».
Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования).
После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.
Обработка результатов
Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя – скорость и точность.
Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.
Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки.
На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени).
авторизуйтесь