Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Законы речи: речь всегда возникает в ответ на речь. Чтобы ребенок начал говорить, ему необходимо находиться в активной вербальной (говорящей) среде. Даже нормотипичные дети (в плане функции мозга) демонстрируют задержку речевого развития (ЗРР), которая влечет за собой психо-эмоциональную задержку (ЗПР, ЗПРР), при условии депривации стимула (отсутствии активного речевого контакта с ребенком).
Многие родители не могут полноценно выполнить это условие в силу различных факторов : необходимости совмещать родительство и работу, последствий послеродовой депрессии (апатии, быстрой истощаемости) и др.
В процессе развития речь проходит все этапы - сначала у ребенка появляется активный лепет, звукоподражания, которые переходят в короткие слова, затем в длинные и фразовую речь, потом в предложения.
Если у ребенка нет активного лепета - значит у него есть предпосылки к нарушению речевого развития.
При коррекционной работе с детьми при ЗРР, ЗПРР речь также проходит все этапы - сначала возникает звук, звукоподражание, лепет, слоги, и потом уже остальные этапы речи (исключая речевой мутизм, когда ребенок не говорит в силу психологической или психотической особенности - последствий психотравмы или психоза).
Многие дети имеют также нарушение слухового восприятия, из-за перенесенных инфекций и особенностей внутриутробного развития : мозг воспринимает не все частоты, из-за чего ребенок слышит искаженно, и искаженно воспроизводит - повторяет, говорит.
Звук как импульс в мозге возникает таким образом : струя воздуха проникает в ушную раковину и колышет волоски, расположенные на поверхности улитки, которые своей вибрацией активизируют слуховой нерв, и потом - по нерву - запускают соответствующие зоны мозга.
Понимание услышанного, обработку и последующую реакцию на этот слуховой стимул.
Например, если кто-то агрессивно вас обзовет - то этот слуховой триггер, пройдя через вышеописанный нейробиологический путь, сначала попадет в зону понимания речи - вы идентифицируете что вас обозвали нехорошим словом, а далее активизирует другие зоны мозга - реакцию - например, моторную зону, зону приорецепции и пространственных представлений, чтобы вы дали обидчику в нос в ответ на "предъявленный слуховой стимул".
Или наоборот - вам скажут приятное, и это вызовет выработку эндорфинов, серотонина, снижение адреналина, определенную мимику - улыбку, смущение, прилив крови к определенным органам и другие биологические реакции.
Таким образом, звук - это мощный способ воздействия на мозг и другие органы тела человека (эндокринную, иммунную системы, центр регуляции которых находится в мозге - ретикулярная формация, и зависит от той или иной нейрохимической реакции - выработки нейромедиаторов при реакции на стимул, в нашем случае слуховой).
авторизуйтесь