Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Автор: Анна Белик
Термины и физиология дефекта
Дизартрия – одна из наиболее распространенных форм нарушений устной речи.
Это расстройство связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. В свою очередь, эти патологии обусловлены органическими поражениями центральной и периферической нервной системы.
Бульбарная дизартрия, соответственно – это разновидность дизартрии, связанная с периферическим параличом черепно-мозговых нервов. Эти нервы расположены в продолговатом мозге (отсюда название паралича – бульбарный от лат. Bulbus – луковица). Продолговатый мозг находится между мозжечком, большими полушариями и спинным мозгом и отвечает за витальные функции организма – сердцебиение, дыхание и глотание, а также регулирует защитные реакции – моргание, чихание, кашель, рвоту. Кроме того – и это особенно важно для речи – продолговатый мозг заведует тонусом мускулатуры тела, обеспечивает непроизвольную саморегуляцию мышц с помощью проприорецепции. Поражение ядер черепно-мозговых нервов, которые расположены в продолговатом мозге, и становится причиной нарушения произносительной стороны речи.
Триггеры для бульбарного паралича
В первую очередь, бульбарный паралич может быть обусловлен такими негативными воздействиями на ядра черепно-мозговых нервов как нейроинфекция (энцефалит), интоксикация, черепно-мозговые травмы, опухоли ЦНС, иногда осложнения после воспалений среднего уха.
В группу риска по бульбарной дизартрии попадают дети с родовыми травмами: на внутриутробной стадии развития и в момент рождения ребёнок особенно уязвим. Поэтому очень важно тщательно обследовать ребёнка в младенческом возрасте. Соберите детальный анамнез: если наблюдался тихий крик, писк, обильные срыгивания «фонтаном», нарушение сосания и глотания; если известно, что ребенок долго не переворачивался с животика на спинку – это серьезные поводы обратиться к детскому неврологу.
Симптомы: физиология и речь
При осмотре артикуляционного аппарата наблюдается мягкое вялое (свисающее) нёбо, отсутствуют или снижены нёбные рефлексы. Язык неподвижен, атрофирован или отклоняется в сторону; в случае поражения XII пары черепно-мозговых нервов в мышцах языка наблюдаются подёргивания. Глоточный рефлекс отсутствует или слабо выражен глоточный рефлекс, в связи с чем глотание затруднено (дисфагия), и человек может поперхнуться, пища может попадать в нос. Слюноотделение повышено, и, поскольку рот у человека с бульбарным параличом, как правило, приоткрыт, слюна вытекает. При приёме пищи, соответственно, она также выпадает изо рта.
Часто нарушаются функция дыхания. В частности, при двустороннем поражении может наблюдаться удушье. Может быть расстроена и деятельность сердца – ускорение и замедление пульса (тахикардия и брадикардия). Это особенно опасный фактор для новорождённых, часто в таком случае они не выживают.
Влияние бульбарного паралича на речь обусловлено, прежде всего, тем, что ограничена подвижность речевых органов и мимика. Артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, а звонких согласных – к глухому. В результате высказывание трудно разобрать (а при тяжёлых нарушениях возникает анартрия – полная неспособность произносить звуки). Кроме того, дефект проявляется в слабости голоса и речевого дыхания, нарушении интонаций и «носовом» оттенке речи.
Диагностические техники
Исследование речевого аппарата требует наблюдения за языком: специалист определяет, отклоняется ли орган в сторону – и если да, то в какую (это указывает на разновидность и степень тяжести паралича), есть ли атрофии, тремор. Кроме того, важно диагностировать состояние мыщц рта – в частности, складчатость губ и способность больного свистеть.
Для того, чтобы поставить диагноз, помимо осмотра органов речевого аппарата невролог должен провести такие симптоматические и инструментальные обследования как МРТ, ЭЭГ, УЗИ ШОП и другие.
Логопед, в свою очередь, проводит оценку состояния артикуляционной и мимической моторики (по Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной), мышечного тонуса (гипотонус, дистония), способности к непроизвольным и произвольным движениям (диспраксия, апраксия), качества артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.)
Необходимый итог обследования – комплексный профиль структуры двигательного нарушения.
Способы лечения
В первую очередь, необходимо обеспечить поддержание жизненно важных функций – глотания и дыхания. Здесь задействуется медикаментозное лечение: применяются лекарственные препараты, улучшающие метаболизм в нервных клетках и нормализующие мышечный тонус, а также витаминные комплексы.
Далее, подключается неврологическая коррекция: ЛФК, рефлексотерапия
Логопедическая работа включает такие мероприятия как:
- артикуляционные упражнения, активная и пассивная логопедическая гимнастика;
- различные техники массажа (но не обычный логопедический зондовый – при бульбарном параличе он малоэффективен): классический ручной, точечный по БАТ, изотонические упражнения, искусственная локальная гипо- и гипертермия;
- дыхательные упражнения и БОС-терапия (проводятся курсами);
- голосовые упражнения (распевки, логоритмика, речь под метроном).
В комплексные мероприятия подключают музыкотерапию, занятия с нейропсихологом, кинезиологом.
Прогноз и продолжительность коррекции зависит от тяжести поражения черепно-мозговых нервов. Кроме того, последовательность и комбинации процедур зависят от индивидуальной ситуации и определяются после тщательной диагностики.
авторизуйтесь