Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
1. Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Предъявление — воспроизведение — предъявление — воспроизведение
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
ба-па - па-ба
жа-ша - ша-жа
ла-ра - ра-ла
са-ша - ша-са
ца-са - са-ца
Оценка
3 балла - правильное повторение;
2 - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;
1 - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 - искажение слогов (не обусловленное дефектами звукопроизношения). Максимальная оценка 15 баллов.
2. Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: повторяй за мной движения.
Губы выдвинуты вперед «трубочкой».
Язык «лопаткой» - широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт.
Упражнение «маятник» - рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому. Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт.
Чередование движений губами: «улыбка» - «трубочка». Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд.
Оценка
3 балла - точное и правильное выполнение;
2 - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;
1 - длительный поиск позы, или неполный объем движения, или отклонения в конфигурации;
0 - невыполнение или наличие ошибок. Максимальная оценка - 15 баллов.
3. Исследование звукопроизношения
Инструкция:
повторяй за мной слова.
Санки – носки – нос
Щётка – ящик - плащ
Сети – такси – лось
Чайник – бочка - мяч
Замок – ваза
Рак – ведро - комар
Зима – газета
Репка – варенье - дверь
Цапля – яйцо – заяц
Лампа – молоко - стол
Шапка – подушка – камыш
Лимон – олень - соль
Жук – флажок – ежи
Оценка
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие [с], [с′], [з], [з′], [ц] ; шипящие [ш], [ж], [ч], [щ]; [л], [л′]; [р], [р′]; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.
6 баллов - нормативное произношение всех звуков группы;
4 балла - один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы);
2 - искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 - искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.
Максимальная оценка равна 30 баллам.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: повторяй за мной слова.
Скакалка
Космонавт
Баскетбол
Сковорода
Перелететь
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:
а) Оценка слоговой структуры слова
1,5 балла - четкое и правильное воспроизведение слова;
1 – замедленное послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,5 - изменение структуры слогов внутри слова (баскебол, перетелеть) с сохранением общего количества слогов в слове;
0 - нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: скоровода) или невыполнение.
Максимальная оценка составляет 7,5 балла.
б) Оценка звуковой структуры слова
1,5 балла - правильное повторение;
1 - повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой одного звука (акваландист, коснонавт, танкис);
0,5 - повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков (кинтеатор, баспебол);
0 - повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трех и более звуков (ахлаванис, восибесдист).
Максимальная оценка составляет 7,5 балла.
Максимальная оценка за 4 задание соответствует 15 баллам.
Максимальная оценка за всю серию - 75 баллов.
авторизуйтесь