Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Автор: Хохлова Мария Георгиевна
Статья посвящена конструктивной деятельности, как средству развития тонких движений рук, ее значению и роли в развитии речи детей дошкольного возраста. Описан опыт применения керамического конструктора «Мини Мастер» на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
Развитие речи для ребенка дошкольного возраста играет основополагающую роль. Своевременное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше, а структура речевого дефекта становится все сложнее и разнообразнее. У детей с тяжелыми нарушениями речи, кроме речевых особенностей, наблюдаются недостатки внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность пространственной ориентации и тонких движений рук [1].
Дети с тяжелым недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе [2].
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи [7].
У детей дошкольного возраста часто отсутствует мотивация к преодолению дефекта речи, вследствие их психологических особенностей, что создает еще одну трудность для коррекционного воздействия. Только под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети продвигаются в своем развитии [1].
В работе с этими детьми должна быть реализована специальная программа, направленная на развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки — плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук [5]. Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит оттого, какими средствами пользуется взрослый. Игровая деятельность является ведущей деятельностью, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Используя различные конструкторы, педагог может с успехом использовать игры с ребенком для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития его речи.
Особое внимание хотелось бы уделить керамическому конструктору «Мини Мастер». В игре с керамическим конструктором из натуральной глины дети активно развивают тонкую моторику рук, тренируют технические навыки. Маленькие глиняные кирпичики похожи на настоящие по цвету и на ощупь, что вызывает у детей большой интерес и желание построить объекты реального мира «своими руками» - дом, печь, камин, колодец, фонтан, архитектурные сооружения, животных, буквы, цифры – практически любые объекты окружающего мира. Благодаря этому конструктор можно использовать для закрепления любой лексической темы, для автоматизации всех звуков речи, для слогового анализа.
Включение в логопедическое занятие элемента конструирования с применением керамического конструктора из натуральной глины оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.
При работе с конструктором у детей также развивается способность:
- ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, низ) - это важно для профилактики дисграфии в младшем школьном возрасте;
- усваивать в практической деятельности значение предлогов: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между (важно для формирования грамматического строя);
- сравнивать, обобщать, классифицировать предметы (важно для развития мышления, внимания, памяти, расширения лексического запаса);
- понимать количества и величины (счет необходим для звукового анализа слов, различать величины – для подготовки детей к чтению);
- выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще - тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.).
В процессе сборки модели из маленьких кирпичиков формируется трудолюбие, самостоятельность, организованность, что являются важными факторами при формировании предпосылок любой учебной деятельности. Совместное конструирование при работе в подгруппах играет большую роль в воспитании навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности. Конструктивная деятельность знакомит ребенка с эстетическими характеристиками объектов сооружений и учит использовать подобные характеристики в речи, восторгаться архитектурными богатствами [4].
Особое значение имеют упражнения, использующие одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка [3]. При создании конструкции из керамического конструктора так и происходит – одна рука наносит цемент, другая ставит кирпичик, одна рука выравнивает постройку или поддерживает ее, другая же - выстраивает новый ряд кирпичиков. В этой работе главное место занимает красота, гармония - соотношения, пропорция. Руки словно дисциплинируют ум: воспитывают самоконтроль и чувствительность мысли к точности, тонкости, красоте. Эта чувствительность переносится и на мысль. Руки учат детей точности, аккуратности, ясности мышления. Особенно ярко соединяются усилия ума и рук. Тут информация идет двумя непрерывными встречными потоками - от рук к мозгу и от мозга к рукам. Руки мыслят, и в эти моменты как раз и пробуждаются творческие и речевые участки мозга [6].
Конструирование с помощью керамического конструктора «Мини Мастер», как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование пальцев рук – это эффективное средство развития речи дошкольника, которое способствует развитию пространственных представлений, анализу и синтезу объектов окружающего мира, обогащает словарь ребенка и сенсорное восприятие, развивает воображение, увлекает своей схожестью с настоящим строительным материалом.
Список литературы
1. Венгер, Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). - М., 1969.
2. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010 / Под ред.: Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. - М.:Просвещение,1979.-272 с., ил., 4 л. ил.
5. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Игровые технологии».)
6. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании / Сост. и авт вступ. ст. Мухин М. И. – К.: Рад.школа, 1983 – 224 с
7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.
авторизуйтесь