Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Автор: нейропсихолог, Картункова Виолетта Викторовна
"Пять учеников отправили на пмпк!" - возмущается мама особого ребенка, осыпая учительницу нелестными эпитетами. "Моему ребенку очень важна ранняя социализация - чем раньше он будет наблюдать обычных сверстников, тем больше у него будет опыта для успешной социализации, контакта! А меня хотят лишить этого права, отправляя ребенка в среду таких же как он, где ему будет не за кем тянуться, и значит у него не будет шанса!"
В свою очередь, учителя отвечают: "Это все родительские амбиции, эгоизм, им важно чтобы их ребенок находился не во дворе интерната 8 вида, а в обычной школе, никак не могут принять, что их ребенок ментальный инвалид, и вместо того, чтобы идти на психотерапию - требуют, чтобы и окружающие отрицали очевидное, себе в ущерб, пытаясь создавать иллюзию равенства!
Да никогда ваш ребенок не сможет работать даже дворником - это же очевидно, потому что даже в коррекции - в пресловутом 8 виде - он будет не в "легком" классе особых детей, которые социализируются и спокойно будут работать малярами - а в классе "психически" особых.
Выход будет только во взрослые реабилитационные центры - где взрослые особята также водят хороводы и лепят горшки - и это под усиленной мотивационной работой педагога, или ПНИ (психо-неврологический интернат) - если не будет родителя, оплачивающего все вышеописанные забавы.
Ваша верхняя планка - это адаптировать ребенка просто к самообслуживанию - получил пенсию, купил колбасу, поел, помыл попу - вот верх всех задач педагогики в этом случае. Чтобы ваш особый ребенок не был постоянным объектом, нуждающимся в заботе, для своих нормотипичных братьев и сестер, которым тоже нужно жить, создавать свои семьи, рожать и воспитывать своих детей, а не 24/7 нянчить особого родственника.
Ваше желание создать иллюзию того, что ребенок ходит в обычный сад, школу - это неприятие ситуации, отрицание происходящего, и в этой ситуации все жертвы: сверстники, которые не по своей воле оказались вынуждены в раннем детстве воспринимать всю его патологию - истерики, ужимки, - как норму, которая и формирует бессознательное человека; ваш ребенок - потому что не получает необходимую коррекционную помощь, потому что если у ребенка нет здоровой имитации, здорового эмоционального восприятия - бесполезно помещать его среди нормотипичных детей и ждать пока он "научится" имитировать то, что могут обычные дети - его имитацию необходимо создавать и развивать на занятиях с педагогами.
Ребенок, у которого проблемы с двигательным аппаратом, не побежит оттого что вокруг него будут бегать футболисты, здоровые сверстники, ему необходима физическая реабилитация.
Ребенок, у которого повреждены речевые центры мозга - не заговорит без помощи специалистов, просто слушая говорящих детей - посещая обычный детский сад.
Ребенок, который ушел в свой мир, аутизировался, не сможет заметить происходящее вокруг без ярких мотивационных действий педагога, и к сожалению, этот процесс только ухудшается с годами, несмотря ни на какую реабилитацию, поскольку заболевание прогрессирует.
Есть состояния, которые при грамотной и активной реабилитации дают хорошую динамику. Те же речевые и физические нарушения - алалия, дцп (детский церебральный паралич). Ребенок начинает говорить, ходить, и так как он психически здоров (нет серьезной патологии восприятия), действительно тянется за сверстниками, и общение с ними стимулирует преодоление его проблемы.
Но есть и другие заболевания: эндогенные (аутизм, бар, шизофрения); генетические нарушения - миопатия (атрофия мышечной ткани, которая нарастает с каждым днем) и т.д. Несмотря на весь реабилитационный процесс, ребенок с миопатией перестанет чувствовать свои ноги, потом руки, потом не сможет есть, дышать и умрет. Ребенок с эндогенным расстройством будет переживать регресс, который снова и снова отбросит его назад, разрушая его мозг и те навыки, которые достигались в педагогическом процессе. Как бы прискорбно это не звучало, - это невозможно изменить, на это невозможно повлиять снаружи, это течение его заболевания.
Да, - говорит учитель, - я с удовольствием возьму "речевого" ребенка, ребенка с физическими проблемами - и постараюсь сделать доступную, безопасную образовательную среду - потому что они здесь, они эмоционально со мной, они не будут отвлекать на себя остальных учеников. Но если к вышеописанным состояниям присоединяется зпр (задержка психического развития), психические особенности - нарушение внимания, самоконтроля, не говоря уже о психиатрических синдромах, то этот ребенок будет рушить весь образовательный процесс - мне придется заниматься только им, в ущерб всем остальным детям и динамике образования.
Представьте себя в рабочем процессе - например, вы работаете бухгалтером, с 40 коллегами, один из которых шизофреник, и пока вы составляете отчет - он активно продуцирует свой бред, не давая вам ни сосредоточиться, ни отдохнуть. А если их несколько, если мы вас поместим работать в палату №6 - какая у вас будет производительность? Насколько качественно вы выполните свой труд, задачи? Насколько здоровым останется ваш психический статус после такого эксперимента?"
Что же делать с этим конфликтом?
Давайте разберемся. Да, у родителя есть право на инклюзивное образование. Он имеет право надеяться, мечтать, требовать лучшие условия (по его мнению) для своего особого ребенка.
Но у педагога, который занимается образованием нормотипичных детей, который не имеет дефектологического образования для работы с особыми - есть право учить детей согласно своему профилю - обычных, а детей с особенностями развития направлять по соответствующему коррекционному маршруту - обследовать на ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии, которая решает необходимость того или иного вида образования для ребенка), это его право.
У обычных детей есть право на здоровую психологическую среду, в которой и закладываются бессознательные паттерны поведения в раннем детстве. И соответственно, у родителей обычных детей есть право требовать соблюдение этого условия - чтобы их ребенок рос с обычными сверстниками, а не наблюдал стимы и истерики своего одноклассника. Чтобы динамика учебного процесса шла по образовательным нормам, а не была направлена на изучение 2-х букв, потому что в классе есть неуспевающий ребенок с ЗПР.
Равноправие - это про то, что нужно учитывать интересы всех сторон, а не лоббировать свои желания, манипулятивно давя на жалость и агрессивно воспринимая чужие права.
Дорогие родители! В ваших интересах помочь своему ребенку. Нужно заниматься его развитием, активным реабилитационным процессом вне школы - при речевых, психических задержках, чтобы он имел шанс влиться в обычный образовательный процесс после начальной школы (потому что на «3» начальную школу можно вытянуть, а вот когда пойдут абстрактные науки - физика, химия и т.д., большая часть отстающих детей пойдет по коррекционному маршруту). В ваших интересах найти подход к учителю, чтобы он тепло относился к ученику, который не входит в ее педагогическую нагрузку по профилю образования - не успевает за нормотипичными стандартами. Именно вы можете обеспечить ребенку тьютора, чтобы он не отвлекал весь класс, а имел коррекционную помощь + нахождение в нормотипичной среде, если вы хотите реализовать ваше право на инклюзию.
Давайте уважать права всех детей, вне зависимости от их состояния, учитывать не только свои желания, но и чужие, и нести ответственность за свой выбор.
Дорогие педагоги! Отстаивайте свои права, границы, потому что этим вы и формируете здоровье ваших учеников, но постарайтесь как можно более тактично реагировать в ходе этого процесса, чтобы родитель особого ребенка чувствовал аргументы вашей позиции, а не переход на личности.
Обращайте внимание родителя на нюансы образовательного процесса, подробно проговаривайте ваше взаимодействие, но никогда не "нападайте" со своей горькой правдой, какой бы очевидной она не была.
авторизуйтесь