Логотип

Постановка звуков при дизартрии: пошаговая методика Чиркиной и эффективная последовательность коррекции

Последовательность постановки звуков при дизартрии всегда определяется индивидуально, с учетом того, насколько подготовлены у ребёнка конкретные артикуляционные уклады: дорсальный (спинка языка), какуминальный (кончик языка) и альвеолярный (передняя часть языка у альвеол).

Г. В. Чиркина предлагает использовать следующую двухэтапную систему коррекции и дифференциации звуков:

Первый этап (базовый)

На первом этапе проводится работа над простыми звуками, которые легче всего поддаются коррекции. Сначала звуки ставятся изолированно, затем автоматизируются в слогах, словах и предложениях. На этом этапе отрабатываются следующие звуки:

  • Гласные: [а, у, ы, о]
  • Согласные: [п, м, к, н, х, в, т, с, л]

Одновременно с этим ведётся работа по дифференциации (разграничению) близких звуков:

  • [п–м, м–н, к–х, т–с, а–у–о–ы]

Второй этап (усложнённый)

На втором этапе начинают постановку более сложных звуков:

  • [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]

Также проводится активная работа по дифференциации похожих по артикуляции и звучанию фонем:

  • [с–з, ш–ж, ц–ч, ч–щ, ч–т’]
Изображение к статье: Особенности постановки звуков при дизартрии

Особенности работы при стёртой дизартрии

При стёртой дизартрии коррекцию необходимо начинать с уточнения артикуляции и произношения гласных звуков. Правильное и отчётливое произношение гласных является основой чёткости и разборчивости всей речи. Продолжительность и ясность звучания гласных определяет не только общую разборчивость, но и темп речи, а также её мелодику и эмоциональную выразительность.

Гласные звуки рекомендуется отрабатывать в следующем порядке:

  • [э → а → и → ы → о → у]

Только после чёткой отработки гласных звуков можно переходить к работе над согласными, которые в речи отвечают преимущественно за передачу смысла.

Последовательность работы над согласными звуками

  1. Сначала отрабатываются мягкие сонорные звуки:
    [м’–м, н’–н, j, л’–л, р’–р]
  2. Затем переходят к смычно-взрывным звукам:
    [п’–п, б’–б, т’–т, д’–д, к’–к, г’–г]
  3. После этого уточняют щелевые звуки:
    [ф’–ф, в’–в]
  4. И в последнюю очередь ставятся наиболее сложные переднеязычные звуки:
    [с’–с, з’–з, ш–ж, х’–х, щ, ч, ц]

Именно переднеязычные звуки чаще всего оказываются искажёнными у детей с дизартрией.

Почему выбрана именно такая последовательность?

Использование именно такой последовательности постановки звуков при дизартрии обусловлено несколькими важными причинами:

  • Естественная последовательность формирования звуков в процессе речевого развития (онтогенеза).
  • Возможность использовать зрительный контроль (ребёнок наблюдает артикуляцию логопеда и повторяет её).
  • Возможность опираться на кинестетические ощущения (ощущения правильного положения органов артикуляции).
  • Использование тактильно-вибрационного контроля (ребёнок чувствует вибрацию при правильном произношении звука).
  • Постепенное усложнение задач: от простых артикуляций переходят к сложным, что позволяет сделать коррекционную работу более успешной и эффективной.

Эта продуманная и научно обоснованная система обеспечивает поэтапную коррекцию нарушенных звуков и даёт возможность ребёнку постепенно и уверенно осваивать полноценную и чёткую речь.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.
Особенности постановки звуков при дизартрии | Логожурнал