Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» был разработан в 1969–1970 гг. Г. Витцлаком, психологом из бывшей ГДР. Это был один из первых комплексных тестов, диагностирующих психологическую готовность к школьному обучению.
В 1982–1983 гг. А. Г. Лидерсом совместно с Г. Н. Досмаевой была осуществлена рестандартизация и апробация русского варианта этого теста. Далее описание теста и методические рекомендации приводятся по данным А. Г. Лидерса [Маркова, Лидерс, Яковлева, 1992]. Методика дает дифференцированный, объективный и стандартизированный взгляд на уровень умственного развития детей в возрасте от 5,6 до 7,0 года.
Подробно результаты апробации и рестандартизации теста Витцлака опубликованы в [Досмаева, Лидерс, 1985]. Тест Г. Витцлака представляет собой последовательное выполнение 14 заданий. Успешность выполнения отдельных заданий оценивается в баллах.
Тест позволяет выявить актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях обучаемости, мышления и речи.
I. Уровень развития способности к обучению (обучаемости) определяется с помощью следующих заданий:
• рассказ по картинкам после предъявления образца этого действия;
• заучивание стихотворения с использованием дозированной помощи;
• память (повторение-доучивание стихотворения);
• знание названий предметов как общая осведомленность.
II. Уровень развития мышления определяется суммарными данными по следующим заданиям:
• процесс счета;
• знание последовательности чисел;
• классификация;
• множества;
• аналогии;
• дифференциация цвета и формы;
• способность к дифференциации в основных сенсорных модальностях, тонкая моторика руки.
III. Уровень развития речи выявляется путем анализа составленного ребенком рассказа по картинке по следующим параметрам:
• способ говорения;
• строение предложений;
• артикуляция.
В соответствии со своей концепцией о компонентах готовности к обучению в школе Г. Витцлак считает, что интеллектуальная готовность играет одну из самых важных ролей. Она включает следующие необходимые для обучения в школе компоненты умственного развития, которые можно исследовать с помощью заданий, включенных в тест Витцлака.
авторизуйтесь