Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Данные обследования школ и детских садов по этому вопросу, проведенного специалистами Министерства образования и науки РФ (Цветкова Л. С. с соавт., 2006), показали, что 85 % детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля, а 25 % детей — в специализированной коррекционной помощи.
Наибольшую группу в массовой общеобразовательной школе, как отмечает большинство исследователей, традиционно составляют дети «группы риска».
Для освоения грамматики у детей должны быть следующие предпосылки:
1.Зрелость ВПФ.
- Произвольное внимание.
- Память.
- Восприятие.
- Мыслительные операции.
- Речь.
2.Социально-культурная среда.
- Специфика речи окружающих.
- Интересы и кругозор семьи.
- Игровая деятельность в раннем и дошкольном детстве.
3.Отношение к чтению.
- Чтение: удовольствие или необходимость.
- Наличие и разнообразие книг.
- Ценность чтения.
4.Мотивация к письму, как к деятельности.
- Использование данного вида деятельности в семье.
- Отношение семьи к обучению в целом и русскому языку в частности.
- Отношение к продуктивным видам деятельности ребенка.
- Отношение семьи к родному языку.
При обследовании детей школьного возраста выявляются следующие нарушения работы мозга, вызывающие трудности овладения грамотным письмом:
- Нарушение процессов планирования и инициации письма
- Нарушение кинетической организации процессов письма
- Нарушение переработки пространственной информации
- Нарушение переработки кинестетической информации
- Нарушение переработки слуховой информации
- Нарушение переработки зрительной информации
- Слабость активационной деятельности и недостаток концентрации
- Недостаток позотонической регуляции.
Наличие разнообразных трудностей усвоения грамматики детьми школьного возраста с ОВЗ приводит к необходимости создания коррекционного курса «Нейрограмматика», который включает следующие разделы:
Недостаток позотонической регуляции
Обеспечивается рефлекторной деятельностью стволовых отделов мозга и отвечает за поддержание удобной позы, баланса, мышечного тонуса.
Приводит к трудностям удержания статичной позы, нарушениям целенаправленной концентрации на речевом и зрительном материале, размашистость и нерасчетливость выполнения графомоторных функций.
Коррекционная работа: правильная организация места занятий, дыхательные упражнения с пропеванием гласных звуков, самомассажи с проработкой проблемных функций: растираем части лица, сопровождая согласными звуками, массажируем ладони и стопы ритмическими ударами, массажируем пальцы су-джоком и называем слова, начинающиеся на определенную букву, «буквенные классики».
Слабость активационной деятельности и недостаток концентрации
Обеспечивается работой среднего мозга. Истощаемость, снижение интереса к деятельности, отвлекаемости, апатии или расторможенности, неусидчивости. Неравномерность начертания букв (микро- или макрография), задержка становления автоматизированного письма.
Коррекционная работа: упражнение «Тренер и дети», «Бессмысленное письмо», «Уничтожь ералаш», двигательные игры со стоп-сигналом.
Продолжение в документе «Коррекционный курс по нейрограмматике».
авторизуйтесь