Логотип

Коррекционный курс по нейрограмматике

Данные обследования школ и детских садов по этому вопросу, проведенного специалистами Министерства образо­вания и науки РФ (Цветкова Л. С. с соавт., 2006), показали, что 85 % детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического или коррекционно-педагогического профиля, а 25 % детей — в специализированной коррекционной помощи.

Наибольшую группу в массовой общеобразовательной школе, как отмечает большинство исследователей, традиционно составляют дети «группы риска».

Для освоения грамматики у детей должны быть следующие предпосылки:

1.Зрелость ВПФ.

  • Произвольное внимание.
  • Память.
  • Восприятие.
  • Мыслительные операции.
  • Речь.

2.Социально-культурная среда.

  • Специфика речи окружающих.
  • Интересы и кругозор семьи.
  • Игровая деятельность в раннем и дошкольном детстве.

3.Отношение к чтению.

  • Чтение: удовольствие или необходимость.
  • Наличие и разнообразие книг.
  • Ценность чтения.

4.Мотивация к письму, как к деятельности.

  • Использование данного вида деятельности в семье.
  • Отношение семьи к обучению в целом и русскому языку в частности.
  • Отношение к продуктивным видам деятельности ребенка.
  • Отношение семьи к родному языку.

При обследовании  детей  школьного возраста выявляются следующие нарушения работы мозга, вызывающие трудности овладения грамотным письмом:

  1. Нарушение процессов планирования и инициации письма
  2. Нарушение кинетической организации процессов письма
  3. Нарушение переработки пространственной информации
  4. Нарушение переработки кинестетической информации
  5. Нарушение переработки слуховой информации
  6. Нарушение переработки зрительной информации
  7. Слабость активационной деятельности и недостаток концентрации
  8. Недостаток позотонической регуляции.

Наличие разнообразных трудностей усвоения грамматики детьми  школьного возраста с ОВЗ приводит к необходимости создания коррекционного курса «Нейрограмматика», который включает следующие разделы:

Недостаток позотонической регуляции

Обеспечивается рефлекторной деятельностью стволовых отделов мозга и отвечает за поддержание удобной позы, баланса, мышечного тонуса.

Приводит к трудностям удержания статичной позы, нарушениям целенаправленной концентрации на речевом и зрительном материале, размашистость и нерасчетливость выполнения графомоторных функций.

Коррекционная работа: правильная организация места занятий, дыхательные упражнения с пропеванием гласных звуков, самомассажи с проработкой проблемных функций: растираем части лица, сопровождая согласными звуками, массажируем ладони и стопы ритмическими ударами, массажируем пальцы су-джоком и называем слова, начинающиеся на определенную букву, «буквенные классики».

Слабость активационной деятельности и недостаток концентрации

Обеспечивается работой среднего мозга. Истощаемость, снижение интереса к деятельности, отвлекаемости, апатии или расторможенности, неусидчивости. Неравномерность начертания букв (микро- или макрография), задержка становления автоматизированного письма.

Коррекционная работа: упражнение «Тренер и дети», «Бессмысленное письмо», «Уничтожь ералаш», двигательные игры со стоп-сигналом.

Продолжение в документе «Коррекционный курс по нейрограмматике».

Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Коррекционный курс по нейрограмматике
    0.02 MB
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее