Онтогенез речи
Содержание статьи
Для полноценного развития речи у ребёнка крайне важно, чтобы кора головного мозга достигла определённой степени зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание — были достаточно развиты. Особую роль в этом процессе играют речедвигательный и речеслуховой анализаторы, отвечающие за восприятие и воспроизведение звуков.
Однако зрелость нервной системы и сенсорных органов не гарантирует нормального формирования речи сама по себе. Огромное значение имеет и окружающая среда. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, если вокруг него не создана атмосфера, стимулирующая активность, движение и общение, его физическое и психическое развитие может заметно замедлиться.
Психофизическое развитие — фундамент речи
Не менее важным является общее психофизическое развитие ребёнка: состояние высшей нервной деятельности, уровень развития психических процессов — внимания, памяти, воображения, мышления. Важно учитывать и общее физическое (соматическое) здоровье малыша. Нарушения в этих областях могут значительно замедлить появление и совершенствование речи.
Речь как двигатель развития
Благодаря речи как средству общения личный опыт ребёнка обогащается опытом других людей. Причём в гораздо большей степени, чем через непосредственное наблюдение или другие формы познания, связанные с работой органов чувств. Через речь ребёнок осваивает новые представления, учится воспринимать и осмысливать информацию, которую невозможно получить только с помощью ощущений, памяти или воображения.
Значение речи выходит далеко за рамки коммуникации. Она становится средством мышления, хранителем сознания и памяти, инструментом управления собственным поведением и влияния на других людей.
Влияние речи на развитие психики
Почти все высшие психические процессы у ребёнка — восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с активным участием речи. Через речь формируются умение планировать, анализировать, выражать свои чувства и желания, строить отношения с окружающими.
Таким образом, для гармоничного развития речи ребёнка требуется комплекс благоприятных условий: зрелость нервной системы и органов чувств, активная и стимулирующая среда, поддержка физического и психического здоровья, а главное — постоянное речевое взаимодействие с окружающими взрослыми и сверстниками.


Сергеева Галина
Автор
Теги:
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!