Логотип

Онтогенез речи

Для полноценного развития речи у ребёнка крайне важно, чтобы кора головного мозга достигла определённой степени зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание — были достаточно развиты. Особую роль в этом процессе играют речедвигательный и речеслуховой анализаторы, отвечающие за восприятие и воспроизведение звуков.

Однако зрелость нервной системы и сенсорных органов не гарантирует нормального формирования речи сама по себе. Огромное значение имеет и окружающая среда. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, если вокруг него не создана атмосфера, стимулирующая активность, движение и общение, его физическое и психическое развитие может заметно замедлиться.

Психофизическое развитие — фундамент речи

Не менее важным является общее психофизическое развитие ребёнка: состояние высшей нервной деятельности, уровень развития психических процессов — внимания, памяти, воображения, мышления. Важно учитывать и общее физическое (соматическое) здоровье малыша. Нарушения в этих областях могут значительно замедлить появление и совершенствование речи.

Речь как двигатель развития

Благодаря речи как средству общения личный опыт ребёнка обогащается опытом других людей. Причём в гораздо большей степени, чем через непосредственное наблюдение или другие формы познания, связанные с работой органов чувств. Через речь ребёнок осваивает новые представления, учится воспринимать и осмысливать информацию, которую невозможно получить только с помощью ощущений, памяти или воображения.

Значение речи выходит далеко за рамки коммуникации. Она становится средством мышления, хранителем сознания и памяти, инструментом управления собственным поведением и влияния на других людей.

Влияние речи на развитие психики

Почти все высшие психические процессы у ребёнка — восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с активным участием речи. Через речь формируются умение планировать, анализировать, выражать свои чувства и желания, строить отношения с окружающими.

Таким образом, для гармоничного развития речи ребёнка требуется комплекс благоприятных условий: зрелость нервной системы и органов чувств, активная и стимулирующая среда, поддержка физического и психического здоровья, а главное — постоянное речевое взаимодействие с окружающими взрослыми и сверстниками.

Изображение к статье: Онтогенез речи
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.