Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Автор: Малюкова О. А., учитель- логопед
Игра - это единственный путь для проявления высочайших интеллектуальных возможностей человека.
Джозеф Чилтон Пирс
У всех людей различные задатки и способности, но, так как признаком интеллекта ошибочно считается скорость обработки информации, многие родители их дети и педагоги в погоне за скоростью не оставляют себе возможности найти свой индивидуальный естественный темп движения и обучения. Темп, который позволяет без стресса и лишнего напряжения эффективно развиваться и учится. Одним из путей возвращения к естественному темпу и настройки на обучения является использование упражнений из образовательной кинезиологии. Образовательная кинезиология объединила многие знания, в частности, как нейрофизиологов так и нейропсихологов. Пол Деннисон разработал гимнастику мозга, которую вводят на занятия с детьми за рубежом. В Америке новое направление названо нейробикой и преподносится как профилактика процессов нервной системы. Эти упражнения направлены на восстановление природных, уникальных способностей человека. Возвращение его к естественному механизму обучения. Целью разработки упражнений Гимнастики мозга было преодоление трудностей обучения, которые могут возникать как у дошкольников так и у школьников. Однако их можно и рекомендуется использовать в процессе любого обучения или самообучения. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга - это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Настоящее обучение - это не только работа ума, это гораздо больше чем просто запоминание информации, в обучении всегда принимает участие наше тело, наши эмоции. Мы начинаем учиться с самого рождения и еще до него, с того момента как начинаем что-нибудь ощущать. Наш мозг постоянно получает сигналы от различных рецепторов: каждый орган чувств, каждая мышца, каждая точка нашего тела постоянно шлет в мозг различные сигналы и во время движения и во время покоя. Эти сигналы каждый раз образуют причудливые сочетания, активизируя те или иные нейронные сети и связи в нашем мозгу. Каждое такое сочетание, приводящее к мгновенной новой реорганизации нейронных связей - это процесс обучения.
Практическая часть, гимнастика
Перекрестные движения
Перекрёстные движения – это двустороннее попеременное движение, оно напоминает ходьбу на месте. В нём принимают участие мышцы бёдер, они помогают стабилизировать таз и одновременно активируют мышцы плеч. Перекрёстные движения способствуют обоюдному скручиванию верхней и нижней частей тела, тем самым помогая восстановить общий баланс, координацию и структурную целостность. Усиление этого движения восстанавливает целостность движений тела и создаёт базу для других действий. Перекрёстные движения – это идеальная «широко амплитудная подготовка» для мелкомоторных движений, требующих пересечения в срединной линии. Одновременное движение друг к другу противоположных конечностей даёт почувствовать связь между кистями и стопами, руками и ногами, нижней и верхней частями туловища. Вы также почувствуете лёгкость в руках и ногах, потому что ритмичное и симметричное движение равномерно распределяет вес тела.
Немного истории
Пока ребёнок растёт, он непременно развивает обе стороны тела, это происходит естественным образом, когда он ползает, ходит или бегает. В 20 веке многие исследователи рекомендовали ползание как способ развития познавательных способностей ребёнка. Выдвигались теории того, что перекрёстные движения активирует речевой центр мозга. Мы предполагаем, что Перекрёстные движения эффективны, потому что всё тело включается в движение и делает это естественным для него образом.
Ленивые восьмерки
Рисование Ленивых восьмёрок или знака бесконечности благоприятно для работы глаз, поскольку при этом взгляд свободно пересекает центральную зрительную линию. Таким образом, мы учимся двигать глазами в центральном, правом и левом зрительном полях. Восьмёрка, которую мы рисуем, «лежит на боку», её центр разделяет правую и левую области. Когда глаза следят за плавным и непрерывным движением наших рук, они учатся фокусироваться одновременно.
Немного истории
В коррекционной терапии данное упражнение используется очень давно, оно помогает развивать тактильные и кинестетические способности обучающихся с серьёзными проблемами обучения, готовит их к работе в срединном видимом поле. Это движение учит не перескакивать со строчки на строчку при чтении, не читать повторно одно и то же слово. Пол Деннисон начал использовать упражнение в 1974 году. Сначала он просил студентов рисовать Ленивые восьмёрки на доске, чтобы включались в работу крупные мышцы тела. Сразу после упражнения студенты начинали легко различаться символы и переставали путать «право» и «лево».
Двойные каракули
Двойные каракули – это упражнение, когда надо рисовать одновременно обеими руками в срединном поле, для того чтобы научить тело ориентироваться в пространстве и двигаться относительно его собственной срединной линии. Когда дети начинают писать буквы и числа, прежде чем у них разовьётся кинестетическое чувство, они пользуются только визуальной памятью. Как только они начинают различать «лево» и «право», они могут ощутить себя в центре, откуда идёт движение руки во время письма или рисования. Затем они понимают, что движение идёт к центру, от него, затем вверх и вниз.
Немного истории
Специалист по коррекции зрения, Др. Г.Н. Гетман описал это упражнение в 1992 году в своей книге How to Improve Your Child’s Intelligence. Пол начал практиковать упражнение со своими учениками, поощряя творческий и игровой подход. Согласно Гетману, Двойные каракули помогают балансировать работу глаз, развивают координацию «рука-глаз», умение выполнять тонкую работу руками, улучшают зрительную конвергенцию и умение работать в срединном поле. Мы постоянно отмечаем, что когда у ребёнка улучшается зрение, он достигает лучших результатов в образовании.
Слон
Самец Индийского слона может весить более 4500 кг, но в то же время вес его распределён равномерно, что позволяет ему двигаться вполне грациозно. Уши Африканского слона составляют 1/3 поверхности всего его тела, и, возможно, благодаря острому слуху слон очень умён и имеет развитую память.
Упражнение Слон направлено на то, чтобы обучить ребёнка поворачивать голову так, чтобы слушать обоими ушами. (Во время чтения про себя мышцы шеи зачастую перенапряжены из-за того, что мы всё же вынуждены проговаривать слова шёпотом или про себя, а также напрягать зрение). Долго- и краткосрочная память зависит от того, насколько мы внимательны в момент запоминания; развивая слуховое восприятие, мы улучшаем и память. Упражнение Слон помогает развивать зрение (на расстоянии) и бинокулярность, учит использовать одновременно слуховые, зрительные и кинестетические навыки. Когда вы делаете это упражнение, туловище, голова и «рабочая рука» должны функционировать как единое целое. Это целое описывает на расстоянии фигуру Ленивой восьмёрки, глаза при этом смотрят туда, где появляется воображаемая восьмёрка, а не на кисть руки. Всё тело движется вместе с рукой.
Немного истории
Пол Деннисон разработал это упражнение в 1981 году, это углубленный вариант Ленивых восьмёрок, который служит для того, чтобы помочь детям разрабатывать мышцы плеч и шеи. Ещё раньше он использовал специальные инструменты, чтобы отметить степень субвокализации – непроизвольных движений губ, языка и голосовых связок во время чтения про себя.
Вращение шеей
Вращение шеей, т.е. движение, когда подбородок плавно перемещается от одного плеча к другому, расслабляет шею, убирает напряжения, вызванные неправильной осанкой (когда подбородок постоянно выдвинут вперёд). Это движение также помогает избавиться от неспособности различать работу мышц шеи и плеч, или от любой другой трудности, связанной с пересечением зрительной срединной линии, когда вы работаете в срединном поле. Данное упражнение будет полезно делать перед чтением или письмом, поскольку оно развивает навыки бинокулярного видения и бинаурального слуха.
Немного истории
Когда мы устали или оказывается в ситуации, когда вынуждены долго неподвижно сидеть, мы часто непроизвольно начинаем вращать шеей, чтобы взбодриться. Это движение – неотъемлемая часть кинестетического обучения, когда малыш, лёжа на живете и упираясь руками в пол, пытается удерживать на весу голову, и при этом двигать нижней челюстью и языком. Пол Деннисон обнаружил, что дети, которые не могли при чтении пересекать зрительную срединную линию, с лёгкостью добивались этого, как только им удавалось расслабить напряжение в шее с помощью данного упражнения.
Я применяю в своей работе кинезиологическую гимнастику, пройдя курсы повышения квалификации по данной теме. Если Вас заинтересовала эта технология можно обратиться к первоисточникам; пройти дополнительное обучение.
авторизуйтесь