Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО НАЧИНАТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ?
Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
3) растирать пальчики спиралевидными движениями.
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук. Затем — другой рукой. После этого — двумя одновременно.
- Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ГРУППЫ:
I группа. Упражнения для кистей рук:
— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
Например, упражнение «ФЛАЖКИ»
Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх.
Упражнение «ФОНАРИКИ»
Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево.
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
___________________________________
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Например, упражнение «УЛИТКА»
Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.
Улитка, улитка!
Высуни рога!
Дам тебе я хлеба или молока!
«ПЧЕЛА»
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
«ШАРИК»
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик,
Он становится большой.
(Ладони сложены перед собой. Начинаем разводить ладошки в стороны, но чтобы кончики пальцев обеих рук соприкасались: большой с большим, мизинец с мизинцем и т.д. — это надутый шарик).
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел
—Стал он тонкий и худой!
(Схлопываем ладошки вместе в исходное положение).
III группа
Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
Упражнение «СЕМЬЯ»
Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — это Я.
Вот и вся моя семья.
На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.
«ЗАЙКА»
Зайчик прыг, зайчик скок,
(Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).
Спрятался он под кусток.
(Одну ладонь собрать в кулачок, обнять её второй ладошкой).
Под кусточком — молчком,
(Указательный пальчик прикладываем в губам — знак тишины).
Только ушки — торчком.
(Вновь показываем «зайку»: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).
«ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ»
Жили-были зайчики
(На «жили-были» делаем упражнение «фонарики» — покрутить кистями рук перед собой. Затем показываем «зайчиков» одной или двумя руками: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).
На лесной опушке,
(Руки с растопыренными пальцами поднять вверх — это деревья, затем ровные ладони опускаем горизонтально — это опушка).
Жили-были зайчики
(Повторяем упражнения «фонарики», затем «зайчики»).
В беленькой избушке.
(Руки поднимаем и соединяем их над головой пальчиками — это крыша домика).
Мыли свои ушки,
(Показываем одной рукой «зайчика», пальчиками второй руки проводим по указательному пальцу «зайчика», по среднему пальца — моем ушки).
Мыли свои лапочки,
(Потереть правой рукой левую руку и наоборот — как будто моем руки).
Наряжались зайчики,
(На «наряжались» руки опускаем вниз и крутим кистями)Надевали тапочки.(топаем ножками).
«КОТИК»
Выйдет котик в огород —
(«Идём» пальчиками по столу).
Всполошится весь народ:
И петух,
(Показываем петушка: кончики указательного и большого пальцев соединены, остальные 3 пальца свободно подняты — гребешок).
И курица
(Показываем курочку: все пальчики соединяем кончиками — голова курочки).
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
(Машем ручками к себе — зовём к себе).
Станут котю угошать.
(Руки ладошками вверх протягиваем вперёд — как будто даём угощение).
ПОМНИТЕ!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
авторизуйтесь