Логотип

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО НАЧИНАТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ? 

Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:  1) поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;  2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;  3) растирать пальчики спиралевидными движениями.

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук. Затем — другой рукой. После этого — двумя одновременно.
  3. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ГРУППЫ:

I группа. Упражнения для кистей рук:— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений;  — учат напрягать и расслаблять мышцы;  — развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;  — учат переключаться с одного движения на другое.

Например, упражнение «ФЛАЖКИ»Вариант 1.Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.  Я в руках флажки держу  И ребятам всем машу!

Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх.

Упражнение «ФОНАРИКИ»Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево. Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают! ___________________________________II группа. Упражнения для пальцев условно статические:— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Например, упражнение «УЛИТКА» 

Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.

Улитка, улитка!

Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

Изображение к статье: Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

«ПЧЕЛА» 

Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Над цветами я кружу!

«ШАРИК» 

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

(Ладони сложены перед собой. Начинаем разводить ладошки в стороны, но чтобы кончики пальцев обеих рук соприкасались: большой с большим, мизинец с мизинцем и т.д. — это надутый шарик).

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел

—Стал он тонкий и худой!

(Схлопываем ладошки вместе в исходное положение).

III группа

Упражнения для пальцев динамические: 

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

Упражнение «СЕМЬЯ» 

Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — это Я.

Вот и вся моя семья.

На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.

Изображение к статье: Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

«ЗАЙКА»

Зайчик прыг, зайчик скок,

(Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).

Спрятался он под кусток.

(Одну ладонь собрать в кулачок, обнять её второй ладошкой).

Под кусточком — молчком,

(Указательный пальчик прикладываем в губам — знак тишины).

Только ушки — торчком.

(Вновь показываем «зайку»: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).

«ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ»

Жили-были зайчики

(На «жили-были» делаем упражнение «фонарики» — покрутить кистями рук перед собой. Затем показываем «зайчиков» одной или двумя руками: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить).

На лесной опушке,

(Руки с растопыренными пальцами поднять вверх — это деревья, затем ровные ладони опускаем горизонтально — это опушка).

Жили-были зайчики

(Повторяем упражнения «фонарики», затем «зайчики»).

В беленькой избушке.

(Руки поднимаем и соединяем их над головой пальчиками — это крыша домика).

Мыли свои ушки,

(Показываем одной рукой «зайчика», пальчиками второй руки проводим по указательному пальцу «зайчика», по среднему пальца — моем ушки).

Мыли свои лапочки,

(Потереть правой рукой левую руку и наоборот — как будто моем руки).

Наряжались зайчики,

(На «наряжались» руки опускаем вниз и крутим кистями)Надевали тапочки.(топаем ножками).

«КОТИК»

Выйдет котик в огород —

(«Идём» пальчиками по столу).

Всполошится весь народ:

И петух,

(Показываем петушка: кончики указательного и большого пальцев соединены, остальные 3 пальца свободно подняты — гребешок).

И курица

(Показываем курочку: все пальчики соединяем кончиками — голова курочки).

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

(Машем ручками к себе — зовём к себе).

Станут котю угошать.

(Руки ладошками вверх протягиваем вперёд — как будто даём угощение).

ПОМНИТЕ! 

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Изображение к статье: Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Сергеева Галина
Сергеева Галина
18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее