Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Какие вопросы логопед может задать родителям? Что обследует логопед?
Примерная структура обследования ребенка от 2 до 11 лет и логопедическое заключение.
Ниже Вы можете СКАЧАТЬ:
- Образец написания логопедического заключения.
- Образец направления к невропатологу.
Анкетные данные
- Ф.И.О. ребёнка.
- Дата рождения, возраст.
- Домашний адрес.
- Домашний телефон.
- Образовательное учреждение (детский сад/школа).
- Программа обучения, по какой программе ребёнок обучается.
- Дублировал программу или нет, какого класса (для школьника).
- Сведения о родителях: мать (ФИО, обязательно возраст на момент родов), отец (ФИО, возраст, наследственность).
- Национальный язык.
- Двуязычие
Общий анамнез
- Неблагоприятные факторы развития.
- Как протекали беременность и роды.
- Наследственность (есть ли какие наследственные заболевания).
- Перенесённые заболевания: до года/после года.
- Ушибы, травмы головы.
- Судороги, есть ли судороги при высокой температуре.
Раннее развитие
- Голову держит с…. (норма с 1,5 мес).
- Сидит с….. (в норме с 6 мес.).
- Ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.).
- Стоит с …..( в норме с 10-11 мес.).
- Ходит с …..(в норме с 11-12мес.).
- Узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.).
- Первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.).
- Количество зубов к году ….( в норме 8 зубов).
Речевой анамнез
- Гуление в…(в норме с 2-х мес.).
- Лепет в ….(в норме с 4-6 мес.).
- Первые слова…( в норме около года).
- Первые фразы в….(В норме от 1.5 до 2-х лет).
- Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине.
- Использование жестов (замена речи, дополнение речи).
- Отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка.
- Занимались ли с логопедом.
- На протяжении какого времени.
- Результаты занятий с логопедом.
Обследование артикуляционного аппарата
- Губы.
- Зубы.
- Прикус.
- Челюсти.
- Небо.
- Язык.
- Уздечка.
- Увулюс.
Обследование подвижности
- Губы.
- Язык.
Обследование мелкой моторики
- На переключаемост.
- На удержание.
Проверка состояния слуха
При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи. Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.
Обследование произношения звуков
- Гласные звуки.
- Согласные звуки.
- Свистящие, шипящие, аффрикаты.
- Сонорные.
- Звонкие и глухие.
- Фрикативные.
Обследование слоговой структуры слова
- Слова многосложные.
- Со стечением согласных.
- Содержать сходные звуки.
Обследование фонематического восприятия
- Цепочка слогов.
- Цепочка слов.
- Дифференциация оппозиционных фонем.
Обследование словарного запаса
- Предметный словарь.
- Глагольный словарь.
- Подбор синонимов.
- Подбор антонимов.
- Подбор родственных однокоренных слов.
Обследование грамматического строя речи
- Состояние предложений или небольших рассказов.
- Использование предлогов.
- Употребление существительных в разных падежах.
- Употребление падежей в зависимости от числительных.
- Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот.
- Образование формы родительного падежа множественного числа .
- Употребление числа при согласовании с существительным.
- Образование уменьшительной формы существительного.
- Использование суффиксов.
- Образование прилагательных от существительных.
- Употребление приставок в глаголах.
Исследование звукового состава слова (с 5-ти лет)
- Выделение гласного в начале слова и под ударением.
- Выделение гласных в односложных словах.
- Выделение гласного в конце слова.
- Выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова.
- Самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук.
- Определение места звука в слове.
- Определение в слове слогов.
- Определение количества и последовательности звуков, букв.
- Определение гласных букв и согласных.
- Обозначение согласных букв звуком: звонкий или глухой, мягкий или твердый.
Обследование письма (с 7-ми лет)
- Списать слова и предложения с рукописного текста
- Списать слова и предложения с печатного текста
- Записать под диктовку строчные и прописные буквы
- Диктант слогов.
- Диктант слов разной структуры.
- Предложения после однократного прослушивания.
- Слуховой диктант.
Обследование чтения (с 7-ми лет)
- Подобрать гласные, согласные буквы.
- Чтение слогов.
- Чтение слов.
- Чтение фраз.
- Чтение специально подобранных текстов.
Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению. Полноценную диагностику Вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом. Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи Вам и Вашему ребенку.
Ольга Сахаровская
авторизуйтесь