Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Пропедевтика нарушений письма у детей 5-6 лет, имеющий фонетико-фонематическое нарушения речи через логоритмику
Куксевич С.В.
Пермь, МАДОУ № 403
В последнее время все чаще и чаще опытные преподаватели задумываются о необходимости профилактики нарушений письменной речи еще в детском саду. Современные программы обучения в начальной школе сложны, и многие дети не справляются или испытывают определенные трудности в их усвоении. Из опыта работы в школе, а затем и в детском саду, созрела необходимость проводить пропедевтику ошибок в письме в новой игровой форме. Все виды деятельности детей замечательно сложились в симбиоз на занятиях логоритмики.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.
В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: «Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела». Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В.А. Гиляровским и логопедом Н.А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания.
Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению нарушений речи. Это, прежде всего: при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.
В детских садах, где логопедический пункт является необходимым для коррекции речи, а в частности фонетико-фонематического недоразвития, можно скомплектовать группы для занятий логоритмики , начиная со средней группы. Что же нужно и необходимо развивать на занятиях, чтобы был нужный результат?
Ходьба – естественный вид движений человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая. Походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.
При выполнении различных движений и перестроений, вслушиваясь в словесную инструкцию педагога, дети закрепляют словарь. Активизируют глаголы - действия (повернуть, догнать, разойтись, сойтись, подойти - отойти и т.д.). Распознают прилагательные - признаки (прямой, спокойный, ровный, быстрый – медленный, длинный – короткий и т.д.). Узнают наречия (далеко – близко, широко – узко, направо – налево и т.д.). Лучше запоминают предлоги (за, перед, около, между, с).
Вводные и заключительные упражнения выполняются на занятии в течение непродолжительного времени – примерно по 5-7 минут. За это время дети успевают несколько раз обойти зал по кругу, совершая перестроения или несложные элементы танцевальных движений
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научит детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц.
Способность детей расслаблять и напрягать определенные группы мышц вырабатываются в игровой форме и сопровождаются или речевой командой или музыкой соответствующего характера (громкой – в момент напряжения и тихой – в момент расслабления). Упражнения на регуляцию мышечного тонуса могут выполняться детьми с предметами (мячами, флажками, бубнами, обручами), так и без них.
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенно зрительного внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. Для воспитания у детей этих психических процессов активно используются все средства логоритмики – музыка, слово, движение.
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального темпа у детей следует начинать с наиболее простых заданий, которые ребенок должен выполнить в соответствии с темпом прослушиваемой музыки. Поначалу это будут взмахи руками и хлопки, затем к ним следует подключить движения ног: ходьба и бег. Когда дети освоят два контрастных темпа: «быстрый» и «медленный», задания усложняются.
У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, наблюдается недоразвитие и моторных функций, что отражается на качестве их общих и мелких движений. Если понаблюдать за таким ребенком, то обнаружится, что движения малыша, а в особенности его рук, скованные, неточные.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.
Основная форма деятельности детей – игра. Особенно любимы детьми коллективные подвижные игры. В этих играх от детей требуется не только сила, ловкость, смелость, быстрота реакции, но и такие качества, как наблюдательность, выдержка. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Подвижные игры, подобранные с учетом уровня физического и психического развития детей с речевыми нарушениями, оказывают большой положительный эффект.
Необходимо отметить, что весь словесный материал – песенки, потешки, припеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служат еще одной важной цели – закреплению в речи различных групп звуков.
Итак, в подвижных играх, используемых на логоритмических занятиях, закрепляются навыки, полученные на музыкальных, физкультурных, а также логопедических занятиях.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо для детей, имеющих дефекты звукопроизношения.
У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие и особенно звука «Р», необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.
Развитие дыхания: работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логоритмических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
Речь с движением позволяет совершенствовать у детей общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Стихотворный текст в данных упражнениях является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает детям лучше запомнить текст самого стихотворения.
Речь с движением может выполняться детьми не только как элемент логоритмического занятия, но и в качестве физкультурной минутки во время напряженных учебных занятий, например, по изодеятельности, математике или развитию речи. Применяемые в качестве «минуты отдыха», эти упражнения становятся средством профилактики утомления на занятиях. Кроме того, речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в любое обучающее занятие.
Артикуляционные упражнения на логоритмических занятиях выполняются под ритмичную музыку или под счет. Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, в зависимости от возраста детей, после чего язык, губы и щеки принимают нейтральное положение на такое же время). Цель статических упражнений – выработка у ребенка умения удерживать органы артикуляции в определенном положении.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.
Главным на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Необходимым условием работы на занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.
Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что развитие психомоторных функций у детей является необходимым условием для формирования основных неречевых процессов и речевых функций. Динамика в развитии психомоторики позволяет адекватно оценивать зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику. Нормализация речи в сочетании с активной психомоторной, познавательной деятельностью исправляет фонетико – фонематическое недоразвитие речи за более чем короткие сроки. Все это благотворно сказывается и на письменной речи в школе.
Регулярные занятия логоритмикой в условиях детского сада или учреждения дополнительного образования помогают подготовить ребенка, как физически, так и психологически к овладению грамотной речью. Дети усваивают ритм и темп необходимый при письме. Слоговая структура слова, игры в звуки и буквы, загадки, потешки так любимые малышами на занятиях, легко перекладываются ими в буквы, слоги, слова и предложения.
Литература
1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в детском саду. - М. Учебная литература ,1997 г.
2. Волкова Д.А. Логопедическая ритмика. - М.2002 г.
авторизуйтесь