Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Использование игр-ходилок для повышения эффективности процесса автоматизации звуков
Проскурина Людмила Юрьевна, учитель-логопед МАДОУ № 5 «Сказка» г. Мыски, Кемеровской области
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому использование игр при автоматизации звуков является наиболее эффективным приёмом для достижения коррекционных целей, способствует повышению познавательной активности ребёнка, снижает уровень стресса, сохраняет его эмоциональное и психологическое здоровье.
Автором разработаны игры – «ходилки» для автоматизации поставленных звуков на любом этапе работы. Данные игры способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала; проявлению самостоятельности выбора на более поздних этапах работы, когда ребёнок, в качестве поощрения, в конце занятия сам имеет возможность предложить поиграть в ту или иную игру; повышению самооценки ребёнка и уверенности в собственном успехе.
Игры изготавливаются двумя способами. На листе ватмана наклеиваются соответствующие картинки, стрелки для перехода вперёд или назад, значки, обозначающие пропуск хода или повторный ход. Для изготовления игр можно использовать готовые игровые поля, наклеив на них картинки. Для долговременной службы пособия желательно обкелить их скотчем.
Правила игры
Игроки поочерёдно бросают игральный кубик и делают столько ходов, сколько точек выпало на кубике, выполняя учебное задание, предложенное логопедом в данной игре. Стрелки указывают движение вперёд или назад, кружки на некоторых картинках обозначают пропуск хода, который, по договорённости, можно заменить, например, на пятикратное повторение учебного материала или на повторный ход игрока, если есть необходимость сократить время игры. Учебный материал предлагается логопедом в зависимости от того, какой звук закрепляется и на каком этапе автоматизации находится данный звук (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях).
Варианты игр
1. Игра «Травка – лёд»
Задачи:
- Учить детей дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости.
- Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
- Формировать тонкие слуховые и произносительные дифференцировки.
На игровом поле помещаются изображения травы и кусочка льда. Перед началом игры договариваемся, что будем произносить на каждое изображение. Например, при дифференциации звуков «Л - Ль» на уровне слога, травка – «ЛЯ», лёд – «ЛА»; на уровне слова, травка – «лейка», лёд – «лопата»; на уровне словосочетания, травка – «ленивый Лёня», лёд - «милая Лада»; на уровне предложения, травка - «Лена любит лимонад», лёд – «Мила гладит лошадку».
2. Игра «Мышка – мишка»
Задачи:
- Учить детей произвольно изменять тембр голоса.
- Закреплять произношение поставленных звуков.
- Развивать воображение.
На игровом поле помещаются изображения мишки и мышки. Ребёнку предлагается произносить с опорой на картинки слоги, слова, словосочетания предложения с автоматизируемым звуком низким, грубым голосом, как мишка или тонким, высоким, как мышка.
3. Игра «Дудочка – барабан»
Задачи:
- Учить детей произвольно изменять силу голоса.
- Развивать выразительность речи.
- Закреплять произношение поставленных звуков.
На игровом поле помещаются изображения дудочки и барабана. Ребёнку предлагается произносить слоги, слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком, изменяя силу голоса, в соответствии с картинками. Если нарисована дудочка, говорим тихо, как играет дудочка, если нарисован барабан, говорим громко, как стучит барабан.
4. Игра «Самолёт – черепаха»
Задачи:
- Учить детей произвольно изменять темп речи (ускорять, замедлять).
- Корректировать у детей нарушения темпа речи.
- Закреплять произношение поставленных звуков.
На игровом поле помещаются изображения самолёта и черепахи. Ребёнку предлагается произносить слоги, слова, словосочетания, предложения в соответствии с картинками. Если нарисован самолёт, то говорим быстро, как летит самолёт, а если нарисована черепаха, то говорим медленно, как ползёт черепаха.
5. Игра «Я, ты, мы, Вы, он, она, они»
Задачи:
- Учить детей правильно спрягать глаголы.
- Учить детей правильному построению фразы и согласованию глаголов с другими частями речи.
- Закреплять произношение поставленных звуков на уровне предложения.
На игровом поле помещаются изображения детей (ребёнок показывает на себя – «я», на другого ребёнка – «ты», на других детей – «они», на взрослого – «Вы», детей, держащихся за руки – «мы», девочка – «она», мальчик – «он», группа детей – «они»). Ребёнку предлагается изменять предложение с неопределённой формой глагола, опираясь на схематичное изображение местоимений. Например, при автоматизации звука «Ш» предлагается фраза «кушать пшённую кашу» («Я кушаю пшённую кашу. Ты кушаешь пшённую кашу. Мы кушаем пшённую кашу.» и д.т.).
6. Игра «1 – 2 – 5 – много – нет ни одного»
Задачи:
- Обучать детей правильному согласованию количественных числительных с именами существительными и прилагательными.
- Закреплять произношение поставленных звуков.
На игровом поле помещаются изображения кружков в количестве 1, 2, 5, много и пустой квадрат. Педагог предлагает ребёнку представить, что вместо кружков в каждом квадрате нарисованы, например, ракеты и даёт задание назвать, сколько ракет нарисовано в каждом квадрате. На этапе автоматизации звука в словосочетаниях и даются задания назвать, например, сколько «красивых ромашек», в предложениях – сколько «У Ромы красных карандашей».
7. Игра «Эмоции»
Задачи:
- Учить детей произносить слова, словосочетания, предложения в соответствии с эмоциональным состоянием, изображённым на картинке.
- Формировать у детей эмоционально выразительную речь.
- Закреплять произношение поставленных звуков.
На игровом поле помещаются изображения различных эмоций. Ребёнку предлагается произнести слово, словосочетание или предложение с определённым эмоциональным выражением, опираясь на изображения.
8. «Какого цвета»
Задачи:
- Учить детей согласованию имён прилагательных и имён существительных в роде и числе.
- Закреплять названия основных цветов и их оттенков.
- Закреплять правильное произношение поставленных звуков на уровне словосочетаний и предложений.
На игровом поле помещаются квадраты различного цвета, в зависимости от автоматизируемого звука. Логопед называет слово с автоматизируемым звуком, а ребёнок согласует их с прилагательными, опираясь на цветовой ряд (например, «лодка» – голубая лодка, жёлтая лодка, белая лодка, шоколадная лодка; У Володи белая лодка. У Володи голубая лодка. У Володи жёлтая лодка. У Володи шоколадная лодка.)
9. «Различаем звуки»
Задачи:
- Учить детей самостоятельно произносить звуки «С - Ш», «Р -Л», слоги, слова и предложения с этими звуками с опорой на схематические изображения артикуляции.
- Дифференцировать поставленные звуки изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.
- Учить детей соотносить артикуляционный уклад со схематическим изображением артикуляции данного звука.
На игровом поле помещаются изображения схематичные изображения артикуляции звуков («Ш» – кружок со стрелкой вверх, «С» - полукруг со стрелкой вниз; «Р» - кружок с волнистой стрелкой вверх, «Л» - с прямой стрелкой вверх. Предварительно педагог с ребёнком повторяют артикуляцию дифференцируемых звуков, соотносят со схематичным изображением. Затем педагог и ребёнок договариваются, что произносится на каждый из символов, затем ребёнок «расшифровывает» предложенные в таблице знаки. («ША,ША, СА, ША, СА» и т.д.; « шапка, сумка, шапка, шапка, сумка, шапка» и т.д., «У Миши машинка. У Сони стакан. У Миши машинка.» и т.д.)
10. Игра «Предлоги»
Задачи:
- Учить детей правильно употреблять предлоги
- Закреплять у детей понятия о пространственных отношениях между предметами.
- Закреплять произношение поставленных звуков.
На игровом поле помещаются схематичные изображения предлогов. Ребёнку предлагается картинка с изображением предмета с автоматизируемым звуком. Логопед и ребёнок договариваются, что квадрат это стул, а кружок это собака. Необходимо с опорой на схематичное изображение предлогов составить словосочетания с данным словом «Собака на стуле. Собака под стулом. Собака за стулом» и т.д.
11. Игра «Сколько предметов»
Задачи:
- Учить детей правильно согласовывать количественные числительные с именами существительными и прилагательными в роде и числе.
- Закреплять произношение поставленных звуков на уровне слов, словосочетаний и предложений.
На игровом поле вперемешку помещаются цифры от 1 до 10. Ребёнку предлагается слово, словосочетание или предложение с заданным звуком, необходимо назвать количество предметов в соответствии с цифровым рядом. («Одна сумка, две сумки» и т.д. «Одна красная сумка, две красные сумки» и т.д. «У Сони одна сумка. У Сони две сумки» и т.д.)
12. Игра «Где предмет?»
Задачи:
- Развивать у детей понимание пространственных отношений.
- Учить детей самостоятельно составлять словосочетания с предлогами.
- Закреплять произношение поставленных звуков на уровне словосочетаний и предложений.
На игровом поле помещаются изображения предметов. В зависимости от автоматизируемого звука, выбирается нужная линейка картинок. Например, при автоматизации звука «С» это могут быть санки, стул, миска, весы, сумка, стол. Ребёнку предлагается предметная картинка с закрепляемым звуком. Необходимо называть, где находится предмет, изображённый на картинке, в соответствии с картинками на линейке. Например: «Стакан на санках, стакан на стуле, стакан у собаки, стакан на весах, стакан в миске, стакан на столе».
авторизуйтесь