Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Проскурина Людмила Юрьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МАДОУ № 5 "Сказка" г. Мыски, Кемеровской области
Процесс автоматизации звуков длительный и трудоёмкий. Поэтому главная задача логопеда состоит в том, чтобы сделать его интересным и эффективным.
Многими учёными, логопедами-практиками доказаны важность сочетания произносительных навыков с движением (Л.В.Лопатина, Т.В.Сорочинская, Е.Ф.Архипова, И.Б.Карелина, Т. В. Башинская, Т. В. Пятница) и открытие многогранных возможностей воздействия их на механизм развития речи. Учитывая данные утверждения, в ходе практической коррекционной деятельности, автором был разработан приём «Графические дорожки».
Суть приёма заключается в том, что ребёнок, произнося слова, словосочетания, предложения (в зависимости от этапа работы) с автоматизируемым звуком, рисует поэтапно схематичные изображения по показу логопеда, в результате чего, получается ряд однотипных картинок. Картинки получаются весёлые, иногда нелогичные, что вызывает у детей эмоциональный подъём. После прорисовки ребёнок может повторить последовательно всё, что он рисовал, то есть, составить связный рассказ. На выполнение задания уходит не более 5 минут.
В результате такого упражнения ребёнок произносит заданный речевой материал более 100 раз без утомления и утраты интереса к заданию. Отмечается и то, что дети с удовольствием выполняют такие упражнения дома самостоятельно. Это говорит о позитивном влиянии подобных заданий на познавательную активность ребёнка.
Ниже предлагаются варианты «Графических дорожек» для автоматизации звука «Л». Логопед рисует один элемент, произнося слово или фразу, ребёнок повторяет этот элемент 5 – 8 раз до конца строки. Количество слов в предложении логопед может менять в зависимости от возможностей каждого ребёнка.
Первая дорожка «Палатка»
При условии, если ребёнок нарисует на строке 6 рисунков, и после этого повторит весь текст целиком, он произнесёт 147 слов с автоматизируемым звуком.
- Рисуем треугольник без основания: «У Милы палатка».
- Внутри треугольника рисуем круг: «В палатке лошадка».
- Под треугольником горизонтальная линия: «Палатка на лужайке».
- На вершине треугольника рисуем вертикальную палочку: «На палатке палочка».
- На палочке рисуем треугольник: «На палочке флажок».
- Сбоку на «палатке» рисуем «галочку»: «На палатке ласточка».
- Сбоку и чуть выше «палатки» рисуем овал: «Над палаткой облако».
- Из-за «облака» выглядывает «солнышко» - полукруг: «За облаком солнышко».
- От полукруга отходят лучи: «У солнышка лучики».
- Обводим весь рисунок в круг: «У Милы милая палатка».
Общий текст: У Милы палатка. В палатке лошадка. Палатка на лужайке. На палатке палочка. На палочке флажок. На палатке ласточка. Над палаткой облако. За облаком солнышко. У солнышка лучики. У Милы милая палатка.
Вторая дорожка «Мила на лужайке»
При условии, если ребёнок нарисует на строке 6 рисунков, и после этого повторит весь текст целиком, он произнесёт 193 слова с автоматизируемым звуком.
- Рисуем круг: «Вот Мила».
- Рисуем в круге два маленьких кружка, фразу можно произносить один раз, а можно при рисовании каждого кружка: «У Милы голубые глаза».
- Рисуем в круге закорючку: «У Милы милый носик».
- Рисуем в нижней части круга дугу: «У Милы улыбка».
- Сверху на круге рисуем завитушки: «У Милы светлые (белые) волосы».
- Ещё выше на круге рисуем треугольник: «На голове у Милы колпак».
- Рисуем под кругом треугольник: «У Милы белое (голубое, жёлтое, шоколадное) платье».
- Слева и справа на треугольнике рисуем палочки: «У Милы умелые ручки».
- На концах палочек рисуем кружочки: «У Милы ладошки».
- На одном из кружочков рисуем овал: «В ладошке мыло».
- Внизу треугольника рисуем две параллельные палочки: «У Милы ладные ножки».
- На концах палочек рисуем овалы: «У Милы белые галоши».
- Под рисунком горизонтальная черта: «Мила на лужайке».
Общий текст: Вот Мила. У Милы голубые глаза. У Милы милый носик. У Милы улыбка. У Милы светлые (белые) волосы. На голове у Милы колпак. У Милы белое (голубое, жёлтое, шоколадное) платье. У Милы умелые ручки. У Милы ладошки. В ладошке мыло. У Милы ладные ножки. У Милы белые галоши. Мила на лужайке.
Третья дорожка «Колобок»
При условии, если ребёнок нарисует на строке 6 рисунков, и после этого повторит весь текст целиком, он произнесёт 114 слов с автоматизируемым звуком.
- Рисуем круг: «Это Колобок».
- Рисуем в круге два маленьких кружка, фразу можно произносить один раз, а можно при рисовании каждого кружка: «У Колобка глаза».
- Рисуем в круге закорючку: «У Колобка славный нос».
- Рисуем в нижней части круга дугу: «У Колобка весёлая улыбка».
- На круге рисуем «галочку»: «На голове у Колобка галочка».
- По бокам круга рисуем овалы: «У Колобка ладошки».
- В одной «ладошке» рисуем палочку с прямоугольником на конце: «Колобок несёт лопату».
- Под кругом рисуем овалы: «У Колобка лапти».
- Внизу рисуем волнистую линию: «Колобок идёт по болоту».
Общий текст: Это Колобок. У Колобка глаза. У Колобка славный нос. У Колобка весёлая улыбка. На голове у Колобка галочка. У Колобка ладошки. Колобок несёт лопату. У Колобка лапти. Колобок идёт по болоту.
Четвёртая дорожка «Володя и акула»
При условии, если ребёнок нарисует на строке 6 рисунков, и после этого повторит весь текст целиком, он произнесёт 161 слово с автоматизируемым звуком.
- Рисуем полуовал: «У Володи лодка».
- Чуть ниже рисуем волнистую линию: «Лодка на волнах».
- Рисуем на полуовале круг: «В лодке Володя».
- Сбоку на полуовале рисуем маленький треугольник с точкой: «За лодкой акула».
- В круге рисуем два маленьких кружка: «Володя увидел акулу».
- В маленьких кружках по центру рисуем точки (зрачки): «Акула напугала Володю».
- Рисуем в нижней части круга овал: «Володя голосит: «Акула!!!»
- На круге рисуем маленькие чёрточки (волосы «дыбом»): «Где Володино весло?»
- Сбоку от круга рисуем палочку с овалом на конце: «Вот Володино весло!»
- От «весла» рисуем несколько маленьких чёрточке в направлении «акулы»: «Володя делает бам-балабам!» Это слово придумал ребёнок, можно заменить его любым другим звукокомплексом.
Общий текст: У Володи лодка. Лодка на волнах. В лодке Володя. За лодкой акула. Володя увидел акулу. Акула напугала Володю. Володя голосит: «Акула!!!» Где Володино весло? Вот Володино весло! Володя делает бам-балабам!
Подобным образом создаются истории для графических дорожек с другими автоматизируемыми звуками.
авторизуйтесь