Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Оптимизация процесса автоматизации поставленных звуков с помощью игр с предметными картинками
Проскурина Людмила Юрьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МАДОУ № 5 "Сказка" г. Мыски, Кемеровской области
Автоматизация поставленных звуков - длительный и трудоёмкий процесс. Чтобы ребенок с нормальным речевым развитием усвоил слово, его нужно повторить 70-80 раз.
Чтобы слово усвоил ребёнок с речевым нарушением, он должен услышать и повторить его 140-160, а то и 200 раз. Поэтому необходимо использовать разнообразный речевой, иллюстративный материал, а коррекционную работу построить так, чтобы максимально увеличить произносительные возможности ребёнка.
Достаточно распространённым приёмом автоматизации звуков является отражённое произнесение слов. При этом 50% времени, отведённого на выполнение этого задания, занимает речь логопеда. Отсутствие наглядности и игровой мотивации снижает познавательную активность, а, следовательно, и эффективность коррекционной работы.
Предлагаю разработанный мной дидактический комплект, состоящий из картинок на автоматизируемый звук и игровых заданий к ним, значительно расширяющий произносительные и мотивационные возможности ребёнка, а следовательно, улучшающий качество процесса автоматизации звуков.
Комплект состоит из 12 картинок на заданный звук (например, звук «Ш») в разных позициях в 4 экземплярах: в начале слова (12х4), в середине слова в открытых слогах (12х4), в середине слова в закрытых слогах(12х4), в конце слова(12х4). Картинки выполнены в чёрно-белом варианте, наклеены на ватман и обклеены скотчем. Всего 192 картинки. Работаем с каждой группой картинок отдельно. На более поздних этапах можно их объединять. Играть лучше вдвоём.
1. «Кто больше соберёт»
Для игры используют игральный кубик. Все картинки выкладываются в центре картинками наверх. Игроки по очереди бросают кубик и набирают нужное количество картинок, называя слова. В конце игры определяется победитель.
2. «Парочки»
Нужное количество картинок выкладываются квадратом рубашкой вверх. Игроки по очереди переворачивают по 2 картинки и называют их, если игрок открывает пару одинаковых изображений, то забирает их и имеет право на повторный ход. Побеждает тот, кто собрал большее количество картинок.
3. «Чей предмет больше?»
Картинки раздаются игрокам поровну. Игроки по очереди выкладывают по одной картинке, называя их. Чей предмет окажется тяжелее, тот забирает обе картинки. Если выпадают одинаковые картинки, либо предметы весят примерно одинаково, то ход повторяется до тех пор, пока чей-то предмет не окажется тяжелее. Тогда игрок забирает все карточки, разыгрываемые в этом ходу. Побеждает тот, кто собрал большее количество картинок.
4. «Чей предмет выше?»
Правила те же.
5. «Чей предмет тяжелее?»
Правила те же.
6. «Чьё слово длиннее»
Правила те же, только игроки предварительно отхлопывают слово, определяя количество слогов.
7. «Собери по 4»
Можно проводить в форме соревнования. Каждый игрок выбирает себе по 6 картинок (картинки не повторяются). Остальные картинки лежат в центре изображением вверх. Нужно как можно быстрее собрать 4 картинки для каждого изображения. Можно определить время, за которое нужно выполнить это задание, например 2 минуты, в конце проверить, кто собрал больше.
8. «Башня»
Строим башню из картинок снизу вверх, комментируя действия (шуба над шапкой, шкаф над шубой и т.д.) или сверху вниз (шапка под шубой, шкаф под шапкой). Можно использовать игральный кубик, предварительно разделив картинки поровну. Побеждает тот, кто первым избавится от своих картинок. После того как построили башню можно поиграть в следующую игру.
9. «Угадай кто/что где?»
Могут быть разные варианты: 1) «Кто/что находится между шубой и шапкой?» 2) «Кто/что находится под/над шапкой?» 3) «Между чем находится шапка?» 4) «Под/над чем лежит шапка?»
10. «Где письмо?»
Выкладываем 12 картинок с разными изображениями. Под одну картинку прячем «письмо». Предлагаю несколько вариантов поиска: 1) Логопед описывает предмет, ребёнок угадывает (здесь можно разложить сразу несколько писем под разными предметами). 2) Логопед диктует маршрут, ребёнок идет по нему, называя картинки (2 шага вверх, 3 влево, 1 вниз и т.д.) 3) Логопед/ребёнок задаёт вопросы: «Это живое? Неживое? Большое? Маленькое? Твёрдое? Мягкое? Съедобное? Несъедобное? Это сделано человеком? Это создано природой? Ты можешь это поднять? И т.д.»
11. «Идём в гости»
Выкладываем несколько картинок, рядом с каждой картинкой цифры от 1 до 4 или нужное количество палочек/спичек/пуговиц. Используем две игрушки из киндер-сюрпризов. Один из героев идёт в гости к другому. Но пройти он может, если назовёт изображение на картинке столько раз, сколько фишек (какая цифра).
12. «Угадай-ка»
Выбираем 2-3 изображения по 4 картинки каждое (8-12 картинок). Перемешиваем картинки и кладём стопкой рубашкой вверх. По очереди игроки интуитивно угадывают, что нарисовано на картинке. Если угадал, забирает картинку себе, если не угадал, сбрасывает. Игра повторяется несколько раз с оставшимися картинками, пока все не закончатся. Подсчётом определяем победителя.
13. «Повтори цепочку»
Выбираем 2-4 изображения по 4 картинки каждое. Логопед выкладывает в ряд первые несколько картинок, ребёнок повторяет заданную последовательность, называя их. По окончании игры не разрушаем цепочку, а переходим к следующей игре.
14. «Ошибка»
Ребёнок отворачивается, в это время логопед убирает несколько картинок, либо добавляет лишние, нарушая последовательность. Ребёнок называет цепочку слов, отмечая, где ошибка, выкладывая на место недостающей картинки фишку, или убирает лишнюю.
15. «Запрещённое словечко»
Выбираем 4-6 изображений по 4 картинки каждое (16-24 картинки). Выкладываем их квадратом изображением вверх. Договариваемся, что 2 слова – запрещённые, их нельзя называть. Далее ребёнок называет все слова по порядку, запрещённые картинки, молча переворачивает рубашкой вверх.
16. «Отметь по образцу»
По типу корректурных проб. Выбираем 3-4 изображения по 4 картинки каждое(12-16 картинок). Выкладываем квадратом в разной последовательности. Показываем образец выполнения. Например, раскладываем палочки/спички на картинке «шапка» - вертикально, «шуба» - горизонтально, «шут» - по диагонали слева на право, «шкаф» - по диагонали справа на лево. Ребёнок выполняет задание, называя картинки.
17. «Разложи, как я скажу»
Используем 6-8 картинок с разными изображениями. Ребёнок выкладывает картинки по инструкции логопеда, называя их: «Шут в центре, шкаф справа от шута, шуба в верхнем левом углу, шапка под шубой, шина над шапкой и т.д. »
18. «Ходилка»
Используем все картинки заданной группы (48 штук). Выкладываем их дорожкой, змейкой и т.д. В это время ребёнок называет все изображения. Затем по очереди бросаем игральный кубик, делаем ход, называя картинки, либо предложения («У Маши шапка. У Маши шкаф». и т.д. ) Если на кубике выпадают точки 1 и 4 красного цвета, это даёт право повторного хода. Можно на некоторых картинках поставить фишки, которые также будут обозначать повторный ход.
19. «Дорожка»
Выбираем 3-4 изображения по 4 картинки каждое(12-16 картинок). Раскладываем в произвольном порядке на расстоянии 3-4 см друг от друга. В нижнем углу картинка с изображением ребёнка, в верхнем углу картинка с изображением домика. «Маша потеряла свои вещи, помоги ей их собрать и донести до дома. Для этого построй дорожку, соединив картинки счётными палочками, называя все предметы, которые потеряла Маша».
20. «Где живёт звук?»
Используем картинки из разных групп (звук в начале, середине и конце слова). Нужно разложить картинки по трём «домикам»-схемам, на которых обозначены разные позиции звука в слове. Все картинки раздаются игрокам поровну. По очереди кидаем кубик и определяем количество картинок, которые должен выложить игрок. Если выпадают грани с четырьмя-шестью точками, кубик перекидываем, пока не выпадут грани с одной, двумя или тремя точками. Кто быстрее избавится от всех своих картинок, тот победитель.
авторизуйтесь