Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Евгения Викторовна Родичева
В настоящее время дизартрия одно из самых частых расстройств речи. Ее значение для детской практики возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос.
С точки зрения логопедического подхода дизартрия - нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушена моторная реализация речи[1].
С точки зрения нейропсихологического подхода дизартрия - дефект речи, проявляющийся в расстройстве артикуляции, обусловленным параличом или парезом речевой мускулатуры[2].
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи (интонация, тембр, дикция, речевое дыхание), это связанно с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения проявляются в самой разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга. У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП[3].
Появление дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин главное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем[1].
Вебинары
Зарегистрируйтесь на вебинар:
Оптимизация логопедической работы при стертой дизартрии средствами нейростимуляции
Образец сертификата
авторизуйтесь