Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Развитие современной педагогики ориентировано на формирование у учащихся начальных классов базовых компетенций, позволяющих успешно овладевать учебной деятельностью. Одной из таких компетенций является письмо.
Теоретический анализ литературы и наш опыт практической работы указывают на трудности овладения школьниками грамотным письмом в первые годы обучения, одной из которых является дисграфия.
Дисграфия, как показывают современные исследования, может быть обусловлена не только речевыми нарушениями, но и несформированностью одного или нескольких неречевых компонентов, входящих в структурный состав навыков письма: зрительных, зрительно-моторных, моторных и функций программирования и контроля. Научному доказательству этих данных посвящены исследования Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной и др.
Мониторинг за процессом становления фонематического навыка письма у учащихся с дисграфией на протяжении всего начального обучения обнаруживает несколько типов ее динамики: прогредиентный, регредиентный и стационарное проявление.
Однако специфика становления письма у детей с разными типами динамики дисграфии остается не в полной мере изученной. Отсутствующие данные не позволяют теоретически обосновать основные направления коррекционной работы при каждой из названных динамик дисграфии, что определяет актуальность проводимого исследования.
Применение стандартизированной методики изучения показателей сформированности фонематического навыка письма позволяет проанализировать разные группы дисграфических ошибок, допускаемых детьми в разных видах письменных работ при разных типах динамики дисграфии. Это замены и смешения букв по акустико-артикуляционному сходству, ошибки звукового анализа и синтеза, моторные, зрительно-моторные и зрительно-пространственные. Вместе с письмом обследуется устная речь учащихся. Все результаты обрабатываются статистически.
Исследование генеральной выборки младших школьников (n = 206) носит лонгитюдный характер и проводится дважды в год (с 1-го по 4-й класс).
По результатам обследования письма выделяются дети с дисграфией (ЭГ, n = 56) и школьники без нарушений письма и устной речи (КГ, n = 66).
Изучение устной речи школьников ЭГ обнаруживает фонематическое, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое и общее недоразвитие речи, в связи, с чем все дети получают логопедическую помощь на школьном логопедическом пункте.
Мониторинг процесса становления письма и ретроспективный анализ его результатов у 26 школьников ЭГ выявляет стационарное проявление дисграфии (СПД), у 19 школьников — прогредиентную динамику дисграфии (ПДД), у 11 школьников — регредиентную динамику дисграфии (РДД).
Анализ результатов лонгитюдного изучения письма при стационарном проявлении дисграфии в сравнении с КГ показывает, что между группами имеются достоверные различия в количестве допускаемых ошибок. Большое количество этих ошибок при СПД за весь период экспериментального наблюдения не претерпевает значительных изменений.
Манифестация стационарной дисграфии происходит в конце первого года обучения, на что указывает отсутствие достоверных отличий в их числе между первым и последующими годами обучения. Среди всех ошибок при СПД преобладают ошибки звукового анализа в виде пропусков гласных и согласных букв.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь