Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Освоение счетных операций при дискалькулии и интеллектуальных нарушениях с использованием палочек Дж. Кюизенера
Н. А. Киселева
ЧОУ «Странник», Санкт-Петербург, Россия
Дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Дж. Кюизенером (Georges Cuisenaire), известен во всем мире, несмотря на ограниченное количество публикаций, посвященных его применению. В настоящее время эти «цветные счетные палочки» используются для обучения математике, в основном в младших группах детского сада. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт отмечают, что «числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.
Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения» (Смоленцева, Пустовойт, 2000). «Монографический метод обучения счету» преобладал в обучении математике в XIX — начале XX века.
Его автор А. В. Грубе предлагал изучать каждое число первой сотни в отдельности через заучивание его состава, а действия, с точки зрения этого автора, должны были как бы «вытекать» из знания состава числа. Основы другого подхода к обучению математике, который получил впоследствии название «метод изучения действий», положил наш соотечественник П. С. Гурьев, который работал в Гатчинском воспитательном доме в первой трети XIX века. Он концентрирует свое внимание на передаче ученикам знаний о способах вычислений (переместительный закон, правила вычитания суммы из числа и т.п.).
При этом знание о составе числа рассматривается им как основа для понимания обратимости действий сложения и вычитания (8 + 7 = 15, следовательно, 15 — 8 = 7, а 15 — 7 = 8). Позднее к этим двум базовым методам добавились метод десятичного счисления, а также методы обучения измерениям длины, веса и других величин. И обучение математике окончательно приняло вид, близкий к современному.
Вслед за А. А. Смоленцевой и О. В. Пустовойт разработчик развивающих игр Б. Б. Фикельштейн (Финкельштейн 2011а, 2011б) и автор учебно-методического комплекта «Математика в детском саду» В. П. Новикова (Новикова, 2011) предлагают целый ряд игр и развивающих заданий для детей дошкольного возраста. В этих играх реализована возможность показать ребенку с помощью палочек Кюизенера состав числа, научить сравнивать числа, развивать оптико-пространственные представления ребенка с помощью заданий на конструирование различных образов из палочек. При этом предполагается, что заучивание состава чисел будет происходить как бы «само собой» в процессе игры (то есть поддерживается идея «автодидактизма»).
Но как же быть, если, несмотря на все усилия, состав числа ребенком так и не осваивается?
В коррекционной практике такая ситуация не редкость: порядковый пересчет ребенком освоен, он бодро пересчитывает предметы, называя их порядковый номер, радостно озвучивает итоговое число. Но при этом, если положить к уже пересчитанному множеству еще один предмет, ребенок не сможет сказать, что теперь получилось, и снова начнет пересчет с первого предмета. И такая ситуация является не этапом в развитии математических представлений, а сохраняется неизменной на протяжении многих лет.
С таким уровнем математических представлений ребенок приходит в школу, где ни заучивание состава числа, ни «числовые домики», ни «числа с усиками», ни другие хорошо известные школьным учителям методы освоения состава чисел результата так и не дают.
Обучение математике в школах разного вида предполагает различный темп прохождения программы учениками, а также разное наполнение программы и разный объем, содержание и своеобразную систему изучения математического материала (Перова, 2001).
Во всех школах есть дети, которые, показывая себя достаточно успешными на других уроках, абсолютно не справляются с программой по математике, не осваивая даже простейшие счетные операции на протяжении нескольких лет, несмотря на все усилия педагогов и родителей.
Парадокс ситуации заключается в том, что, попадая на индивидуальную коррекционную работу к дефектологу, ребенок сталкивается с теми же методами обучения (на основе изучения состава чисел), просто перенесенными в индивидуальную форму занятий. В результате и этот вид помощи также не дает существенных результатов. Ребенок получает «официальное право» считать на калькуляторе и на всю жизнь остается беспомощным без этого устройства.
Полная версия статьи доступна участникам клуба
Закрытый клуб логопедического портала «ЛОГО-ЭКСПЕРТ». Уделяйте 15 минут в день развитию в любимом деле и через год Вы станете профессионалом. Выберите формат участия в клубе:
авторизуйтесь