Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Из опыта первичного логопедического обследования.
Итак, первый вопрос, который задаётся ребёнку: «С кем ты пришёл?» Тут смотрим и контактность, и грамматическую правильность ответа.
Потом: «Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Зимой или летом? (сразу определяется знание названий времён года, месяцев).
Далее, если ребёнок молчит, пытаются его разговорить с помощью игрушек. Для обследования должны быть готовы баночки разных размеров и цвета, чтобы можно было из них построить пирамидку, для определения уровня наглядно-действенного мышления (для детей 3-4 лет). Вкладыши типа досок Сегена для определения, знает ли ребёнок геометрические фигуры (тоже для 3-4 и 5-6 лет ).
Потом проверяются навыки счёта.
Перед ребёнком выкладывают грибочки и просят дать тёте 2 грибочка, а себе взять 3 или 4 (в зависимости от возрасат ребёнка). У кого грибочков оказалось больше? Для 5-6 леток можно спросить, на сколько больше.
Потом с этими же грибочками можно поиграть, определяя степень владения предлогами. Тётя-логопед прячет их то под стол, то за спину, то в баночку, а ребёнок отвечает, куда грибочек спрятался или где он находится сейчас (одновременно смотрим и на грамматику: под стол, но под столом; за спину, но за спиной).
Сложные предлоги также проверяются, но как правило дети 5 лет ими ещё владеют плохо и отвечают на вопрос: «Откуда я достала грибок? (если он был за спиной или под столом). – «Из спины. Из стола" Но 6-летки должны уже владеть этими предлогами.
Далее приходит время, если ещё не совсем понятно, пробежаться по звукам. Просят повторить фразы, насыщенные проблемными звуками типа:
Для 4-5 лет слова и словосочетания, можно по картинкам: спелый апельсин, в лодке вёсла, у машины четыре шины, сова спит на суку, у коровы рога.
Для 6-леток на слух: Старенькая бабушка сушила бельё на верёвочке. Лена ела , ела кашу и не доела. Шли смешные смешарики и несли зелёные шарики. Заяц косой бегает босой. У девочки чистенький воротничок. и пр.
Для уточнения правильного воспроизведения слоговой структуры просят повторить слова:
Для 4-5-леток: подоконник, посчитать конфеты до пяти : одна конфета , две конфеты…
Для 6-леток: аквариум, электричество, соковыжималка, газонокосилка, подоконник и пр.
Для уточнения фонематического восприятия просят повторить пары и тройки слогов:
Для 4-5 леток: па-ба, да-та, ка -ка-га, ля-ля-я
Дя 6-леток: да-та-да, са-за-са, са-са-за, ла-ла-ля, па-па-пя….
Обязательно смотрят строение артикуляционного аппарата, чтобы выяснитьа, какова подвижность языка (влево-вправо, вверх-вниз), нормальная ли подъязычная уздечка, может ли поцокать языком, присосать «грибочек», смотрели на саливацию (есть или норма), отклоняется ли язык при выполнении глазной пробы (ребёнка просят смотреть на кончик ручки, которую двигают то влево, то вправо, то вверх, то вниз) с высунутым языком).
Если язык напряжён, есть тремор, сдвигается в ту, либо другую сторону, то это может быть признаками стёртой дизартрии, которая требует более длительной коррекционной работы, с усиленной арт гимнастикой и дополнительным массажем.
авторизуйтесь