Логотип

Кинезиологические упражнения для улучшения работы мозга: внимание, память, интеллект и высшие психические функции

Кинезиология — это направление, изучающее связь между движением и работой мозга. Специальные упражнения помогают не только гармонизировать работу обеих полушарий, но и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, пространственных представлений, а также повышают стрессоустойчивость и общую обучаемость ребёнка.

Регулярные занятия полезны как детям, так и взрослым, особенно если есть трудности с обучением, концентрацией, моторикой, эмоциональной регуляцией. Выполнять упражнения лучше всего вместе с ребёнком, постепенно увеличивая их сложность и длительность.

Изображение к статье: Кинезиологические упражнения, которые улучшают работу мозга: внимание, память, интеллект и другие высшие психические функции

Комплекс №1: Развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия

  1. Постукивание по столу:
    Постучите по столу расслабленной кистью правой руки, затем левой. Это разогревает и пробуждает нервные связи.
  2. Работа с кулаком:
    Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите ладонь на стол. Повторите левой рукой.
  3. «Звонок»:
    Положите ладони на стол, полусогните руки в локтях. Встряхивайте кистями поочередно.
  4. «Домик»:
    Соедините кончики выпрямленных пальцев обеих рук, чтобы получился «домик». Пальцами правой руки надавите на пальцы левой, затем наоборот. Повторите для каждой пары пальцев.
  5. Постукивание пальцами:
    Постучите каждым пальцем правой руки по столу, считая: «1», «1-2», «1-2-3» и так далее.
  6. Работа с карандашом:
    Зафиксируйте предплечье на столе, указательным и средним пальцами поднимите и опустите карандаш. Повторите для обеих рук.
  7. Работа с пластилином:
    Раскатайте комочек пластилина пальцами правой руки, затем левой.
  8. Вращение карандаша между пальцами:
    Вращайте карандаш между разными парами пальцев (большой-указательный, указательный-средний и т.д.) правой и левой руки поочередно, затем в обратном направлении.
  9. Перемещение мелких предметов:
    Предплечье на столе. Пальцами правой руки берите спички из коробки и складывайте рядом, не двигая руку. Затем обратно. Повторите для левой руки.

Комплекс №2: Упражнения для общего развития и координации

  1. Дыхательное упражнение:
    Сидя по-турецки, положите руки на диафрагму. Поднимая руки — вдох, опуская — выдох.
  2. «Снеговик»:
    Стоя, напрягите всё тело, словно вы — снеговик. Постепенно расслабляйтесь с головы до ног, «тайте» и мягко ложитесь на пол.
  3. Сжимание и разжимание кистей:
    Сидя, согните руки в локтях и сжимайте/разжимайте кисти, ускоряя темп до усталости. Затем встряхните руки.
  4. Движения глазами:
    Свободно водите глазами из стороны в сторону, делайте круговые движения.
  5. Мимические упражнения:
    Надувайте щеки, вытягивайте губы «трубочкой», высовывайте язык, широко открывайте рот.
  6. Поглаживание лица:
    Ладони ко лбу — проведите ими вниз до подбородка. Потом — через макушку на затылок и на шею.
  7. Движения кистями:
    Руки вперед, сгибайте кисти вверх/вниз, вращайте кисти в обе стороны, разводите и сводите пальцы. Пробуйте одновременно открывать и закрывать рот.
  8. Наклоны и круговые движения головой:
    Наклоняйте голову к плечам, кивайте вперед-назад, делайте круговые движения в обе стороны.
  9. Круговые движения плечами:
    Плечи вперед-назад, пожимайте плечами.
  10. Работа с мячом или игрушкой:
    Поднимайте предмет вверх, вправо, влево, вниз по команде взрослого.
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.