С. Б. Белоусова, Р. Д. Аванесян
ГБДОУ № 85 Центрального района, Санкт-Петербург, Россия
В докладе представлен опыт работы коллектива сотрудников специализированного (речевого) детского сада с родителями детей с нарушениями развития речи.
На протяжении 20 лет детский сад № 85 имеет статус «Психолого-педагогического центра по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи» и проводит инновационную работу по созданию условий для повышения социальной адаптации детей с нарушениями речи различного генеза. За эти годы накоплен достаточный, в том числе и статистический, материал, позволяющий делать выводы о современных тенденциях в обществе.
Современные требования к дошкольному образованию, как никогда раньше, позволяют нам реализовать наше концептуальное понимание образования ребенка с нарушениями речи разного генеза. В основе нашего подхода детоцентристская модель. В центре этой модели находится ребенок, его потребность играть, двигаться, радоваться, взаимодействовать с миром — развиваться. К нам всё чаще обращаются родители, чьи дети имеют сложные речевые нарушения.
Системное речевое нарушение очень часто сочетается с минимальными признаками недоразвития функциональных систем, на которые часто не обращают внимание ни медики, ни родители.
В то же время эти нарушения затрудняют адаптацию ребёнка в детском саду и в школе. Родители должны научиться видеть и понимать своего ребенка. Они должны научиться сотрудничать с педагогами. Только в этом случае можно успешно осуществлять коррекционно-развивающую и образовательную работу с ребенком. Такое взаимопонимание и взаимодействие позволяет ребенку с нарушениями речевого развития комфортно себя чувствовать и активно принимать коррекционно-образовательную работу специалистов.
Необходимость создания в России такого типа учреждения была предсказана профессором Н. Н. Трауготт (1904—1994), с которой нас связывали многие годы творческой дружбы в «Клубе логопедов» при детской больнице св. Магдалины.
В результате многолетнего опыта инновационной деятельности нами разработана Уровневая модель образовательного маршрута ребенка с проблемами речевого развития (детский сад — предшкольный класс — начальная школа), в которой были отработаны три взаимосвязанных образовательных модуля:
I модуль (1995—2000 гг.) — звено «Детский сад»;
II модуль (2000—2006 гг.) — звено «Начальная школа»;
III модуль (2005—2008 гг.) — звено «Предшкольный класс».
Опыт двух выпусков начальной школы для детей-выпускников речевого детского сада позволяет нам с уверенностью говорить нашим родителям о трудностях школьной дизадаптации, и мы помогаем родителям: принять ситуацию возможных трудностей в обучении, знать, как поступать, продуктивно взаимодействовать с учителями. Сегодня, включая родителей в образовательный процесс с первых дней, мы знаем, как научить родителей сопровождать ребенка в начальной школе.
Наши усилия направлены не только на коррекцию речевых нарушений и развитие речевой системы, но и на организацию сотрудничества всех участников образовательной деятельности.
Сегодня к ребенку необходим действительно индивидуальный подход в образовательной и коррекционной деятельности. Он осуществляется в проектировании индивидуализированного образовательного маршрута, в котором участвуют и специалисты-педагоги, и дети с родителями.
Созданная «модель образовательных взаимоотношений» всех участников образовательной деятельности (ребёнок, родитель, логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог по изобразительному искусству) интегрирует все компоненты коррекционно-образовательного процесса. Деятельность взрослых ориентирована на линию развития достижений каждого ребенка.
Нам помог многолетний опыт командной работы взаимодействия с родителями, содержание которого корректируется по мере «поступления проблем». Методическая цепочка решения «проблем» предполагает: 1) опору на «объективную картину» развития ребенка на основе медико-психолого-педагогической диагностики; 2) обмен информацией с родителями; 3) согласование выбора образовательных маршрутов.
Выстраиваемая система взаимодействия направлена на решение следующих задач:
— обеспечение открытости сопровождения дошкольника и его семьи;
— создание условия для вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность,
— реализацию индивидуальной поддержки и консультирования специалистами родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей;
— вовлечение семей в коллегиальное обсуждение индивидуальных достижений развития ребенка и планирование дальнейшей совместной образовательной деятельности по реализации индивидуального образовательного маршрута;
— повышение степени готовности родителей к сопровождению ребенка в адаптационный период начального образования;
— создание условий для взрослых (специалистов и родителей) по поиску и использованию методических материалов.
Примерами совместной образовательной, а также коррекционной деятельности с участием родителей являются созданные и активно работающие у нас: «Совет всех специалистов и родителей», «Среда у логопеда», «Индивидуальные консультации специалистов», «Родительский педсовет», «Творческая мастерская», «Хор детей и родителей», «Шаг навстречу» (зарядка с родителями), «Интерактивные проекты»: „Путешествия по Петербургу“, Выставки поделок, созданных детьми совместно с родителями («Елочка», «Нескучный сад» и др.)
Эффективность организации работы с родителями в нашем детском саду подтверждается анализом результатов экспериментальной деятельности 2014—2017 гг., которые позволяют сделать вывод о положительной динамике в деятельности учреждения по следующим показателям:
— участие детей в образовательных проектах районного и городского уровней (2014 год — 0, 2015 г. — 5 %, 2016 год — 12 %, 2017 год — 16,5 %);
— участие родителей в проектировании образовательной деятельности (за те же 3 года: 10 %, 62 %, 95 %).
Особую значимость приобретает роль родителей в образовательном процессе. Опыт взаимосвязи с родителями значительного числа детей, имеющих проблемы развития речи, позволил нам увидеть некоторое противоречие сегодняшнего дня. Мы рассматриваем его как противоречие между необходимостью и стремлением родителей развивать ребенка, с одной стороны, и недостаточностью знаний о потребностях, возможностях ребёнка с нарушениями речи, непринятием необходимости занятий, с другой стороны. Родители, занятые работой, повседневными делами, зачастую «отдают» ответственность за развитее ребенка техническим обучающим средствам, подменяя творческое развитие формированием автоматизированных навыков.
Таким образом, ребенок лишается возможности общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. За последние десятилетия к желанию взрослых обучать с раннего детства прибавились технические и информационные средства, чрезвычайно привлекающие своим эмоциональным воздействием.
В результате у ребенка подавляются естественные детские интересы, лежащие в основе познавательного развития, уходит игровая деятельность.
авторизуйтесь