Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Состояние речи воспитанников с расстройством аутистического спектра отягощено глубокими органическими нарушениями в функционировании центральной нервной системы головного мозга, что тормозит формирование и развитие всех компонентов речи, а главное, существенно тормозит функции речи – коммуникативную, планирующую, контрольную и познавательную.
Изучив научную, методическую литературу, проанализировав опыт работы с детьми с аутизмом, мы выяснили отсутствие единых адаптированных к системным нарушениям комплексных практик, рекомендаций и методик по обследованию, формированию речи у данной группы детей дошкольного возраста с сочетанными с основным диагнозом, нарушениями ЦНС: задержка психического развития, умственная отсталость, синдром гиперактивности и дефицита внимания, невротические, психические расстройства.
Исходя из этого, в практике нашей работы требовался поиск новых способов формирования речи у детей с РАС. Мы предполагали, что тематическое моделирование, с учётом нейропсихологических особенностей данных воспитанников будет эффективна в отношении развития речи.
По результатам диагностики мы выяснили низкие показатели уровня понимания речи, пассивного и активного словаря, практически отсутствие связной речи, не сформированность грамматического строя речи. Но, имеются неплохие показатели по слоговой структуре речи, фонематическому слуху, звукопроизношению.
То есть, данная группа детей не пользуется активной речью, не имеет фразовую и связную речь, соответственно не может вступать в диалог, не может сказать о своих потребностях, не умеет формулировать фразу и активно использовать накопленный словарь. Но есть возможность накопить и активизировать словарь, научить формировать фразу.
Нейропсихологии (Т.Г. Визель) обосновательно предполагают, что именно ассоциативные связи головного мозга, имеющие структуру дефекта, не поддающуюся медикаментозному лечению, поддаются психолого-педагогической коррекции и как следствие – изменения структур мозга (миелинизация аксонов ассоциативных связей). Работа по развитию речи планируется на базе сохранных способностей, учитывая зоны актуального развития.
А технически более подходящей системой мы использовали моделирование в цикле тематических занятий.
Моделью называют упрощенное подобие некоторого объекта, воспроизводящее существенные с точки зрения цели моделирования, свойства исходного объекта. А моделирование - это деятельность по созданию и использованию моделей.
Система также включает в себя компоненты, осуществляющие взаимодействие между ее элементами, а также между системой и окружающей средой.
Темы выстроены в систему от понимания личного пространства ребёнка к группам мира окружения. По типу лексических тем. Далее, в системе за единицу слова, обозначающего тот или иной предмет, действие, свойство, качество окружающего мира берутся модели - картинки, чётко отражающие одно слово. Так по определённой теме берутся модели, обозначающие имя существительное, глагол, имя прилагательное, могут быть наречие, местоимение, имя числительное, предлоги, союзы, частицы.
Модель должна соответствовать следующим параметрам:
- Чётко отражать действительность (быть реальной, без искажений и гиперболизаций);
- Не иметь отвлекающих фонов;
- Как схема - ассоциироваться с её смыслом (для слов, которые невозможно изобразить наглядно (абстрактные понятия). Например: слова «хочу», «буду», «надо», «дай», «это», «тут», «не» и т.д.).
Далее, выкладываются модели, доступные к пониманию и узнаванию в систему (синтез, обобщение), соответственно тематической недели. При овладении пассивным словарём по теме, можно усложнять систему работы, переходить к активизации речи в процессе манипуляций с моделями, а при возможности ребёнка – формированию фразы (сначала пассивной, затем активной).
По результатам показателей данная система работы формирует эффективное понимание речи, активизирует словарь, формирует фразы, способствует использованию активного словаря в общении даже у воспитанников с РАС, имеющих сочетанные нарушения (умственную отсталость, ЗПР, СДВГ, психические расстройства).
Таким образом, мы выстроили планомерную целенаправленную и эффективную работу по реализации основной цели - развитию речи у воспитанников дошкольного возраста с РАС.
Автор: Учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 21
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан,
высшей квалификационной категории,
педагог-исследователь
Каримова Зиля Наилевна
авторизуйтесь